УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства
труда и социальной защиты
Российской Федерации
от 18.11.2013 № 683н

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
Специалист по работе с семьей

13

Регистрационный номер

I. Общие сведения

Предоставление социально-психологической помощи семьям и семьям с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, кризисной ситуации, социально опасном положении


03.009

(наименование вида профессиональной деятельности)


Код

Основная цель вида профессиональной деятельности:
Оказание помощи разным типам семей и всесторонней поддержки семьям с детьми на основе выявления семейного неблагополучия с помощью различных технологий, разработки программы реабилитации, реинтеграции ребенка и семьи в социум, с привлечением ближайшего окружения для изменения отношений между членами семьи, оздоровления социально-психологической обстановки в семье, повышения ответственности родителей за воспитание детей

Группа занятий:

2446

Специалисты в сфере социальных проблем

(код ОКЗ)

(наименование)

(код ОКЗ)

(наименование)

Отнесение к видам экономической деятельности:

(код ОКВЭД)

(наименование вида экономической деятельности)


II. Описаниетрудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)

Обобщенные трудовые функции

Трудовые функции

код

наименование

уровень квалификации

наименование

код

уровень (подуровень) квалификации

B


Организация и оказание адресных социально-бытовых, медико-социальных, психолого-педагогических и социально-правовых видов помощи и поддержки разным типам семей и семьям с детьми, оценка их эффективности


7


Организация и оказание всесторонней поддержки и адресных услуг, определение видов необходимой помощи детям в разных типах семей для разрешения трудной жизненной ситуации, преодоления неблагополучия, осуществление на межведомственной основе оказания различ

B/01.7

7

Активизация потенциала семей и семей с детьми, поддержка их ресурса и реализация услуг по организации вывода из трудной жизненной ситуации

B/02.7

7

Осуществление и восстановление внутрисемейных связей, организация и проведение подготовки ребенка к возврату в кровную семью или устройству в замещающую семью

B/03.7

7

Проведение мониторинга социокультурного окружения и условий жизни различных типов семей и семей с детьми, планирование программ оказания разных видов помощи и поддержки с целью преодоления риска социального неравенства

B/04.7

7

Разработка социальных проектов и внедрение их в работу с разными типами семей и семей с детьми с привлечением специалистов на межведомственной основе

B/05.7

7

Обеспечение представительства интересов несовершеннолетних в суде, различных учреждениях и организациях в целях защиты их прав

B/06.7

7

III. Характеристика обобщенных трудовых функций

3.1. Обобщенная трудовая функция



Наименование Организация и оказание адресных социально-бытовых, медико-социальных, психолого-педагогических и социально-правовых видов помощи и поддержки разным типам семей и семьям с детьми, оценка их эффективности

Код

B

Уровень квалификации

7


Происхождение трудовой функции Оригинал

X

Заимствовано из оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

13


Возможные наименования должностей Специалист по работе с семьей
 
Требования к образованию и обучению Высшее образование (за исключением программ бакалавриата) по профилю профессиональной деятельности, рекомендуется обучение по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки
Требования к опыту практической работы
Особые условия допуска к работе К работе не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации

Дополнительные характеристики


3.1.1.Трудовая функция



Наименование Организация и оказание всесторонней поддержки и адресных услуг, определение видов необходимой помощи детям в разных типах семей для разрешения трудной жизненной ситуации, преодоления неблагополучия, осуществление на межведомственной основе оказания различ

Код

B/01.7

Уровень квалификации

7


Происхождение трудовой функции Оригинал

X

Заимствовано из оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

13


 
Трудовые действия
Проведение сбора информации о необходимости оказания адресных услуг различным типам семей с детьми
Анализ информации о видах помощи семье с детьми или детям и систематизирование полученной информации
Определение видов социально-правовой, психолого-педагогической и медицинской помощи различным типам семей с детьми
Разработка индивидуальных программ сопровождения разных типов семей с детьми
Создание межведомственной команды для оказания различных видов помощи
Координирование действия различных ведомств и учреждений по реализации индивидуальной программы помощи семье и детям
Подбор инновационной технологии для проведения комплексной работы с семьей по предотвращению распада семьи
Организация оказания различных видов помощи семьям с детьми другими специалистами
Использование современных технологий поддержки различных типов семей с детьми, способствующих улучшению взаимоотношений в семье и социуме
Организация встреч с семьей и детьми для обсуждения проблем
Выявление уровня социализации семьи, видов нарушений ее социализации
Отслеживание изменений в семье и их фиксирование
Использование технологий профилактики социального сиротства с целью сохранения семьи для ребенка
Осуществление профилактики социального сиротства
Использование возможностей оставления ребенка в кровной семье
Оказание влияния на мотивацию семей к изменению в положительную сторону
Проведение консультирования по различным вопросам, связанным с оказанием помощи семье и детям
Обеспечение посредничества между семьей и детьми и различными специалистами (учреждениями, организациями) с целью решения ряда проблем
Требования к образованию и обучению
Законодательство Российской Федерации, международные документы в области защиты прав детей и оказания помощи семьям с детьми
Основы возрастной и социальной психологии
Технологии разрешения семейных конфликтов
Стандарты оформления документации, деловых бумаг, запросов, в том числе в электронном виде, правил их хранения
Социальные риски и рискология, кризисные состояния
Цели, принципы и основы посредничества между семьями с детьми и различными институтами социализации
Сфера профессиональной ответственности специалистов смежных профессий (психолога, социального педагога, юриста, реабилитолога, дефектолога, социального работника и др.)
Регламенты межведомственного взаимодействия на муниципальном уровне
Особенности применения технологий оказания помощи семьям и детям в России и за рубежом
Теории и методики социальной работы, их отличия, технологии социальной работы и специфику их использования
Консультирование семей с детьми, оказавшихся в трудной жизненной ситуации
Регламенты ведения документации
Система социальных служб на территории
Правовые основы оказания разных видов помощи семьям и детям
Инфраструктура социальной защиты детства
Требования к опыту практической работы
Определять потребность в помощи разных типов семьи и детей и подбирать виды помощи, направленные на решение проблем семьи и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации
Находить контакт с разными типами семей и детьми разных возрастов
Выявлять потенциал и ресурс разных типов семей с детьми
Находить поддержку семей в социальном окружении
Создавать межведомственную команду по оказанию помощи семье с ребенком, оказавшимся в трудной жизненной ситуации
Разрабатывать индивидуальные программы оказания разных видов помощи
Работать в команде, вносить и оценивать свой вклад в ее деятельность
Адаптировать зарубежный опыт технологий оказания помощи семье и детям
Оформлять документы, необходимые для оказания разных видов помощи семьям и детям
Направлять семьи с детьми в специализированные учреждения или к профильным специалистам
Влиять на мотивацию семей к изменению в положительную сторону
Выбирать наиболее эффективные технологии работы с семьей в ее жизненной ситуации
Обеспечивать интеграцию деятельности разных ведомств для решения проблем семей с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации
Выявлять степень достоверности полученной информации
Повышать свою профессиональную квалификацию
Устанавливать контакты с другими специалистами, родительской общественностью
Вести необходимую документацию, служебную переписку в соответствии с требованиями
Владеть современными технологиями работы с информацией, базами данных и иными информационными системами (программы Word, Excel, информационно-поисковые системы и пр.)

3.1.2.Трудовая функция



Наименование Активизация потенциала семей и семей с детьми, поддержка их ресурса и реализация услуг по организации вывода из трудной жизненной ситуации

Код

B/02.7

Уровень квалификации

7


Происхождение трудовой функции Оригинал

X

Заимствовано из оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

13


 
Трудовые действия
Определение потенциала и ресурса различных типов семей с детьми
Владение в работе с разными типами семей с детьми современными технологиями мобилизации внутренних ресурсов семьи
Привлечение внешних систем поддержки семей с детьми для активизации их ресурсов
Применение инновационных технологий оказания помощи при выявлении семейного неблагополучия
Включение семьи в социум с целью исключения эксклюзии
Применение технологий помощи семье для возможности оставления ребенка в кровной семье
Организация совместно с другими ведомствами социально-реабилитационного пространства в ближайшем окружении семей с детьми
Сбор информации о семейных взаимоотношениях с детьми
Организация социально-психологической реабилитации детей и различных типов семей
Разработка коррекционных программ, направленных на изменение семейных взаимоотношений, умений услышать ребенка, понять его потребности
Подготовка договора о совместной деятельности семьи с детьми и организации
Обеспечение комплексного подхода различных ведомств к выводу семьи с детьми из трудной жизненной ситуации
Обеспечение координации деятельности специалистов различных ведомств в решении актуальных задач семьи с детьми
Проведение профилактической работы по предупреждению появления трудной жизненной ситуации семей с детьми
Содействие активизации собственных ресурсов семьи с детьми и потенциала социального окружения для выхода из трудной жизненной ситуации
Проведение консультирования семей с детьми по взаимодействию с разными ведомствами
Оказание помощи в оформлении документов, необходимых для получения востребованной помощи семье
Повышение своей профессиональной квалификации
Участие в межведомственной работе по профилактике асоциального поведения, социального сиротства
Требования к образованию и обучению
Законодательство Российской Федерации, международные документы в области защиты семьи и детей, основные направления государственной семейной политики
Современный российский и зарубежный опыт по оказанию помощи семьям и детям, оказавшимся в трудных жизненных ситуациях
Общая психология и основы социальной психологии
Технологии разрешения семейных конфликтов
Основы профилактики асоциальных явлений в обществе
Методы и технологии управления современными рисками
Социально-психологическая технология оказания помощи семьям и детям групп социального риска
Методика и технология социальной работы, специфики их использования
Основы семейного консультирования
Сферы профессиональной ответственности специалистов смежных профессий (психолога, социального педагога, юриста, реабилитолога, дефектолога, социального работника и др.)
Регламенты межведомственного взаимодействия на муниципальном уровне
Требования к опыту практической работы
Выбирать эффективные способы решения проблем семьи с детьми
Мотивировать семью с детьми на использование собственного потенциала и ресурса для выхода из трудной жизненной ситуации
Использовать правовые знания в оказании адресной помощи семье и детям
Видеть перспективы и ориентироваться на положительный результат семьи
Передавать ответственность семье за принятие решений и их выполнение, а также отдельным членам семьи
Организовать команду специалистов и работать в команде
Использовать сочетание различных форм и видов оказания помощи в профилактической деятельности
Интегрировать деятельность специалистов разных ведомств в реализации оказания помощи семьям и детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации
Обеспечить представление интересов семьи с детьми в разных учреждениях
Создавать условия для установления контактов семьи с ребенком со специалистами или учреждениями, организациями
Быть открытым к получению помощи от специалистов
Прислушиваться к мнению других специалистов
Адаптировать положительный зарубежный опыт

3.1.3.Трудовая функция



Наименование Осуществление и восстановление внутрисемейных связей, организация и проведение подготовки ребенка к возврату в кровную семью или устройству в замещающую семью

Код

B/03.7

Уровень квалификации

7


Происхождение трудовой функции Оригинал

X

Заимствовано из оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

13


 
Трудовые действия
Организация группы специалистов для восстановления внутрисемейных связей ребенка с кровной семьей
Оценка результативности работы с расширенной семьей и возможности возвращения ребенка
Установление контакта ребенка с расширенной семьей
Выявление уровня готовности ребенка к переходу в семью
Оценка готовности кровной семьи к возвращению ребенка
Организация встречи ребенка с кровной семьей, их общения
Разработка программ подготовки ребенка к возвращению в кровную семью
Сопровождение различных типов семей с детьми
Проведение мероприятий по привлечению кандидатов в замещающие семьи
Вынесение объективной оценки результатам готовности ребенка и семьи к приему ребенка
Разработка программ устройства детей в замещающие семьи в зависимости от возраста, проблем
Разработка программ сопровождения различных видов семей
Организация сопровождения замещающей семьи
Организовать взаимодействие ребенка с семьей
Требования к образованию и обучению
Психология зависимости, аддикций, девиантологии
Теория воспитания трудных детей и подростков
Методики работы социального работника с семьей
Инфраструктура социальных служб на муниципальном уровне
Виды замещающих семей и законодательные основы передачи в них детей, условий их создания
Проведение мониторинга социокультурного окружения и условий жизни различных типов семей и семей с детьми, планирование программ оказания разных видов помощи и поддержки с целью преодоления риска социального неравенства
Требования к опыту практической работы
Устанавливать контакты с ребенком и семьей, общаться
Организовать взаимодействие разных специалистов в восстановлении связей семьи и ребенка
Оценивать ресурсы и риски при устройстве детей в семьи граждан
Проводить оценку готовности семьи к приему ребенка и ребенка, к переходу в семью
Оценивать качество работы специалистов с семьей и ребенком, не нарушая этических норм
Сопровождать разные типы семей, в том числе и замещающие семьи
Консультировать, получать информацию и обобщать ее
Разрабатывать рекомендации с учетом конкретных проблем и запросов семей
Поддерживать положительные результаты в работе с семьей, полученные разными специалистами
Современные технологии работы с разными типами семей
Социальная психология, проблемы социализации

3.1.4.Трудовая функция



Наименование Проведение мониторинга социокультурного окружения и условий жизни различных типов семей и семей с детьми, планирование программ оказания разных видов помощи и поддержки с целью преодоления риска социального неравенства

Код

B/04.7

Уровень квалификации

7


Происхождение трудовой функции Оригинал

X

Заимствовано из оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

13


 
Трудовые действия
Обобщение полученных результатов мониторинга
Описание особенностей социальных условий жизни семьи с детьми и ее окружения
Предоставление объективной оценки результатов отношений в семьях с детьми
Выявление обстоятельств возникновения трудной жизненной ситуации семей с детьми по месту жительства
Предоставление рекомендаций по изменениям социокультурного окружения и условий жизни семей с детьми для обсуждения со специалистами муниципального объединения
Организация взаимодействия социального окружения с различными типами семей
Способствование созданию условий для успешной адаптации ребенка и семьи и социуме
Разработка программ изменения социокультурного окружения различных типов семей с детьми
Разработка программ оказания помощи семьям с детьми
Создание команды специалистов по комплексной реабилитации последствий дезадаптации детей разного возраста
Проведение профилактики негативных явлений в детской среде
Разработка и проведение программ профилактики девиантного поведения детей
Разработка программ оказания различных видов помощи и поддержки семей с детьми с целью преодоления риска социального неравенства
Привлечение волонтеров или добровольцев для реализации программ оказания помощи семьям с детьми
Повышение профессиональной квалификации в области реализации трудовой функции
Требования к образованию и обучению
Национальные, этнокультурные и конфессиональные особенности семейного воспитания и народные традиции
Социокультурные и социально-психологические основы межличностного взаимодействия семей и детей в социокультурном окружении
Социальная психология, методы социальной психологии
Проблемы социализации, социальная педагогика
Формы защиты прав детей на федеральном и региональном уровнях
Психология кризисных состояний, причины, признаки, критерии детского и семейного неблагополучия
Готовность отстаивать свою точку зрения, саморегуляция и толерантность
Требования к опыту практической работы
Проводить мониторинговые исследования и обобщать результаты полученных данных Осуществлять все виды социального консультирования Обеспечивать проверку поступившей информации
Вносить полученную информацию в соответствующие базы данных
Обобщать и систематизировать информацию, касающуюся трудной жизненной ситуации семей с детьми
Разрабатывать рекомендации с учетом конкретных задач для дальнейшей работы с семьями и детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации
Устанавливать контакты с разными типами семей и детей
Сотрудничать, организовывать взаимосвязь группы специалистов по оказанию помощи семье и детям
Разрабатывать оригинальные, авторские приемы проведения обследований
Проводить оценку качества работы специалистов, не нарушая этических норм
Консультироваться и получать информацию по сложным вопросам профилактики
Составлять отчеты по итогам выполнения деятельности
Вести необходимую документацию в соответствии с требованиями
Владеть современными технологиями работы с информацией базами данных и иными информационными системами (программы Word, Excel, информационно-поисковые системы и пр.)
Инструментария для проведения мониторинга социокультурного окружения
Типологии проблем семей с детьми, оказавшихся в трудной жизненной ситуации

3.1.5.Трудовая функция



Наименование Разработка социальных проектов и внедрение их в работу с разными типами семей и семей с детьми с привлечением специалистов на межведомственной основе

Код

B/05.7

Уровень квалификации

7


Происхождение трудовой функции Оригинал

X

Заимствовано из оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

13


 
Трудовые действия
Диагностика социальных условий жизни детей в разных семьях
Оценка эффективности мер по разрешению проблем детей различного возраста, типа семьи, специфики жизненной ситуации
Обобщение результатов эффективности работы специалистов с разными типами семей с детьми
Организация встреч специалистов с родителями
Разработка социальных проектов по профилактике социального сиротства и оказанию помощи семьям с детьми, оказавшимся в трудной жизненной ситуации
Внедрение социальных проектов в работе с разными типами семей с детьми
Создание конпедиума эффективных социальных проектов
Создание банка инновационных технологий работы с разными семьями и детьми
Привлечение общественных организаций и добровольцев для оказания помощи семьям и группам населения
Проведение с родителями консультирования по вопросам воспитания детей
Разработка программ оказания помощи по изменению условий жизни и воспитания детей в разных типах семей для осуществления эпизодического контроля
Создание группы родительской взаимопомощи для поддержки семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации,
Организация клубов для родителей по разным проблемам, востребованным в социальном окружении
Организация взаимодействия общественных организаций с разными типами семей для их социализации
Предоставление рекомендаций или предложений по изменению взаимоотношений с социумом, как семьям, так и специалистам
Организация работы с сетью социальных контактов в социальном окружении разных типов семей
Договариваться, общаться с разными общественными организациями
Организовать взаимопомощь специалистов при работе с разными типами семей
Требования к образованию и обучению
Основы и принципы развития институтов современного гражданского общества
Технологии социального проектирования, моделирования и прогнозирования
Технологии проведения мониторинга социальных проектов
Консультирование семьи по проблемам поведения детей и подростков
Особенности адаптации детей в разных социальных условиях
Методы и технологии управления социальными рисками
Способность оказывать помощь начинающим специалистам по работе с семьей
Требования к опыту практической работы
Проводить диагностику, оценку эффективности применяемых мер
Обобщать результаты эффективных мер
Организовать использование оригинальных, авторских приемов оказания помощи при нарушении социальных условий воспитания в семьях
Проводить оценку качества социальных проектов, не нарушая этических норм, прав человека
Консультироваться у специалистов
Разрабатывать рекомендации с учетом конкретных задач для дальнейшей работы с разными типами семей
Владеть инновационными технологиями оказания помощи семьям
Привлекать группы родителей, оценивать их ресурс, видеть возможности для оказания взаимопомощи
Владеть русским языком, грамотно выражать свои мысли, грамотно писать
Владеть современными технологиями работы с информацией базами данных и иными информационными системами (программы Word, Excel, информационно-поисковые системы и пр.)
Социальная психология, проблемы социализации
Современные технологии работы с разными типами семей с детьми

3.1.6.Трудовая функция



Наименование Обеспечение представительства интересов несовершеннолетних в суде, различных учреждениях и организациях в целях защиты их прав

Код

B/06.7

Уровень квалификации

7


Происхождение трудовой функции Оригинал

X

Заимствовано из оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

13


 
Трудовые действия
Привлечение общественных организаций к правовой поддержке несовершеннолетних
Осуществление функций представителя при устранении препятствий для общения ребенка с близкими родственниками
Проведение тренингов и осуществление действий по правовой грамотности несовершеннолетних
Обеспечение приоритета интересов ребенка в образовании
Обеспечение представительства законных интересов детей в случаях наличия разногласий между интересами родителей
Осуществление правовой информированности и грамотности детей разных возрастов и типов семей
Проведение тренингов на знание прав, обязанностей несовершеннолетних
Представление интересов детей и грамотная защита их прав в различных организациях
Ведение документации, служебной переписки в соответствии с требованиями
Оформление документов для представления интересов детей в суде, полиции, других организациях
Владеть современными технологиями работы с информацией базами данных и иными информационными системами (программы Word, Excel, информационно-поисковые системы и пр.)
Требования к образованию и обучению
Основы законодательства в области защиты прав человека, международные нормативные документы
Стандарты оформления документации, деловых бумаг, запросов, в том числе в электронном виде, правил их хранения
Специфика работы социозащитных организаций по защите прав несовершеннолетних
Основы реабилитационной работы (подходы, виды, организация)
Методики работы социального работника и ее специфики
Требования к опыту практической работы
Устанавливать контакты, вести переговоры, договариваться
Оформлять документацию, деловые бумаги, запросы, в том числе в электронном виде, сохранять их в соответствии с требованиями
Создавать команду взаимопомощи и защиты несовершеннолетних
Сплачивать группу, находить общие интересы
Разрабатывать регламент взаимодействия
Устанавливать взаимоотношения с общественными и иными организациями, с гражданами, государственными и муниципальными органами, со средствами массовой информации по вопросам социализации разных типов семей, выявление нарушений прав несовершеннолетних, а также оказание помощи по защите прав несовершеннолетних
Владеть современными технологиями работы с информацией базами данных и иными информационными системами (программы Word, Excel, информационно-поисковые системы и пр.)
Повышать профессиональную квалификацию в области реализации трудовой функции
Умение отстаивать интересы несовершеннолетних в разных инстанциях
Психология малых групп, делового общения

IV. Сведения об организациях – разработчиках профессионального стандарта

Ответственная организация-разработчик

Наименования организаций-разработчиков

1.

ГОУ ВПО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет» города Волгограда

2.

НОУ ВПО «Столичная финансово-гуманитарная академия» города Москвы

3.

ФГБУ «Научно-исследовательский институт труда и социального страхования» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации

4.

ГОУ ВПО «Московский государственный областной университет» города Москвы

5.

Администрация г. Ступино Московской области

6.

НОУ ВПО «Московский психолого-социальный университет» города Москвы

7.

Одинцовское зональное объединение Областного центра сопровождения замещающих семей Московской области

8.

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы Учебно-методический центр по проблемам опеки, попечительства и социально-педагогической реабилитации детей и подростков «Детство» Департамента социальной защиты населения города Москвы