-
Профстандарты 2023
-
03 Социальное обслуживание
- Няня (работник по присмотру и уходу за детьми)
УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства
труда и социальной защиты
Российской Федерации
от
05.12.2018
№
769н
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТНяня (работник по присмотру и уходу за детьми)
1219
Регистрационный номер
I. Общие сведения
Деятельность по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста |
|
03.014 |
(наименование вида профессиональной деятельности)
|
|
Код
|
Основная цель вида профессиональной деятельности: |
Присмотр и уход за детьми для обеспечения их психического и физического развития, охраны жизни и здоровья, социальной адаптации |
Группа занятий:
|
5311. |
Работники по уходу за детьми |
|
|
(код ОКЗ)
|
(наименование)
|
(код ОКЗ)
|
(наименование)
|
Отнесение к видам экономической деятельности:
|
(код ОКВЭД)
|
(наименование вида экономической деятельности)
|
II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)
Обобщенные трудовые функции
|
Трудовые функции
|
код
|
наименование
|
уровень квалификации
|
наименование
|
код
|
уровень (подуровень) квалификации
|
A |
Присмотр и уход за детьми в организациях и на дому |
3 |
Уход за детьми младенческого возраста (до 1 года) |
A/01.3 |
3 |
Уход за детьми раннего возраста (от 1 года до 3 лет) |
A/02.3 |
3 |
Присмотр за детьми дошкольного возраста от 3 лет |
A/03.3 |
3 |
Присмотр и уход за детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детьми-инвалидами |
A/04.3 |
3 |
III. Характеристика обобщенных трудовых функций
3.1. Обобщенная трудовая функция
Наименование |
Присмотр и уход за детьми в организациях и на дому |
Код |
A |
Уровень квалификации |
3 |
Происхождение обобщенной трудовой функции |
Оригинал |
|
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Возможные наименования должностей |
Няня |
Требования к образованию и обучению |
Среднее общее образование и профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки |
Требования к опыту практической работы |
- |
Особые условия допуска к работе |
Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации |
К деятельности по присмотру и уходу за детьми не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации |
Другие характеристики |
Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики. |
Прохождение обучения оказанию первой помощи детям дошкольного возраста |
Дополнительные характеристики
3.1.1. Трудовая функция
Наименование |
Уход за детьми младенческого возраста (до 1 года) |
Код |
A/01.3 |
Уровень (подуровень) квалификации |
3 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
|
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
|
|
Трудовые действия |
Смена белья и одежды детей младенческого возраста в соответствии с режимом дня |
Приготовление пищи и кормление детей младенческого возраста |
Осуществление гигиенического ухода за детьми младенческого возраста |
Укладывание детей младенческого возраста в постель и присмотр за ними во время сна |
Проведение развивающих игр и упражнений с детьми младенческого возраста в помещении и на свежем воздухе |
Поддержание санитарно-гигиенического состояния помещений, оборудования, постельного белья и игрушек |
Информирование родителей (законных представителей, родственников) детей о самочувствии ребенка |
|
Необходимые умения |
Осуществлять замену белья и одежды детей младенческого возраста по мере необходимости |
Устанавливать контакт с детьми младенческого возраста с учетом их физического и психического состояния |
Учитывать индивидуальные потребности и особенности детей младенческого возраста в организации ухода за ними |
Осуществлять подготовку и проведение кормления детей младенческого возраста |
Проводить развивающие игры и упражнения с детьми младенческого возраста |
Следить за соблюдением гигиены детей младенческого возраста и проводить гигиенические процедуры |
Оказывать помощь в организации оздоровительных мероприятий, способствующих профилактике заболеваний у детей младенческого возраста и укреплению их здоровья |
Осуществлять присмотр за детьми младенческого возраста с целью обеспечения их безопасности |
Оказывать первую помощь детям младенческого возраста, осуществлять вызов медицинских служб или работников |
Выполнять требования охраны труда и пожарной безопасности |
Осуществлять уход за детьми младенческого возраста с соблюдением санитарно-гигиенического режима |
|
Необходимые знания |
Требования санитарных правил и норм к осуществлению ухода за детьми младенческого возраста в организованных группах |
Содержание деятельности по уходу за детьми младенческого возраста |
Современные методы и средства ухода за детьми младенческого возраста |
Способы учета индивидуальных потребностей и особенностей детей младенческого возраста в организации ухода за ними |
Развивающие игры и упражнения для детей младенческого возраста |
Формы и методы проведения оздоровительных мероприятий, способствующих профилактике заболеваний у детей младенческого возраста с учетом группы здоровья и укреплению их здоровья |
Способы оказания первой помощи детям младенческого возраста |
Способы обеспечения безопасности деятельности детей младенческого возраста |
Требования охраны труда и пожарной безопасности |
|
Другие характеристики |
|
3.1.2. Трудовая функция
Наименование |
Уход за детьми раннего возраста (от 1 года до 3 лет) |
Код |
A/02.3 |
Уровень (подуровень) квалификации |
3 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
|
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
|
|
Трудовые действия |
Смена белья и одежды детям раннего возраста по мере необходимости |
Помощь детям раннего возраста в приеме пищи, формирование у них навыка самостоятельного приема пищи |
Помощь детям раннего возраста при гигиенических процедурах |
Организация сна детей раннего возраста |
Проведение подвижных, развивающих игр с детьми раннего возраста в помещении и на свежем воздухе |
Информирование родителей (законных представителей, родственников) детей об их самочувствии |
Поддержание санитарно-гигиенического состояния помещений, оборудования, постельного белья и игрушек |
|
Необходимые умения |
Осуществлять деятельность по уходу за детьми раннего возраста в соответствии с режимом дня |
Осуществлять подготовку к приему пищи детьми, оказывать им помощь в приеме пищи и приучать к самостоятельному приему пищи |
Устанавливать контакт с детьми раннего возраста с учетом их физического и психического состояния |
Учитывать индивидуальные потребности и особенности детей в организации ухода за ними |
Осуществлять организацию полноценного отдыха, сна детей раннего возраста, присмотр за ними во время сна, оказывать им помощь в подготовке ко сну |
Организовывать подвижные, развивающие игры с детьми раннего возраста в помещении и на свежем воздухе |
Оказывать помощь в организации оздоровительных мероприятий, способствующих профилактике заболеваний у детей раннего возраста и укреплению их здоровья |
Осуществлять помощь детям раннего возраста в самообслуживании, при гигиенических процедурах |
Осуществлять присмотр за детьми раннего возраста с целью обеспечения их безопасности |
Оказывать первую помощь детям раннего возраста; осуществлять вызов медицинских служб или работников |
Выполнять требования охраны труда и пожарной безопасности |
|
Необходимые знания |
Требования санитарных правил и норм к осуществлению ухода за детьми раннего возраста при осуществлении ухода в организованных группах |
Содержание деятельности по уходу за детьми раннего возраста |
Способы осуществления деятельности по уходу за детьми раннего возраста |
Способы учета индивидуальных потребностей и особенностей детей раннего возраста в организации ухода за ними |
Формы и методы проведения оздоровительных мероприятий, способствующих профилактике заболеваний у детей раннего возраста и укреплению их здоровья |
Приемы оказания помощи детям раннего возраста в самообслуживании |
Способы оказания первой помощи детям раннего возраста |
Способы обеспечения безопасности деятельности детей раннего возраста |
Требования охраны труда и пожарной безопасности |
|
Другие характеристики |
|
3.1.3. Трудовая функция
Наименование |
Присмотр за детьми дошкольного возраста от 3 лет |
Код |
A/03.3 |
Уровень (подуровень) квалификации |
3 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
|
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
|
|
Трудовые действия |
Оказание помощи детям дошкольного возраста (от 3 лет) в одевании и раздевании по мере необходимости |
Оказание помощи детям в возрасте от 3 лет в самостоятельном приеме пищи |
Оказание помощи детям дошкольного возраста (от 3 лет) в развитии навыков самообслуживания и гигиены |
Присмотр за детьми дошкольного возраста (от 3 лет) во время сна |
Проведение подвижных, развивающих игр с детьми дошкольного возраста (от 3 лет) |
Сопровождение детей дошкольного возраста (от 3 лет) на прогулках, занятиях и мероприятиях |
Контроль поведения детей дошкольного возраста (от 3 лет) в ситуациях их взаимодействия с другими детьми с целью обеспечения их безопасности |
Информирование родителей (законных представителей, родственников) детей об их самочувствии |
Поддержание санитарно-гигиенического состояния помещений, оборудования, постельного белья и игрушек |
|
Необходимые умения |
Устанавливать контакт с детьми дошкольного возраста от 3 лет с учетом их физического и психического состояния |
Осуществлять наблюдение за поведением детей дошкольного возраста от 3 лет с целью обеспечения их безопасности в ходе взаимодействия с другими детьми |
Оказывать помощь детям дошкольного возраста (от 3 лет) в самообслуживании (одевание, раздевание, гигиенические процедуры, прием пищи) |
Осуществлять сопровождение детей дошкольного возраста во время прогулок |
Организовывать питание детей дошкольного возраста (от 3 лет) |
Организовывать полноценный отдых, сон детей дошкольного возраста (от 3 лет), осуществлять присмотр за ними во время сна |
Проводить подвижные, развивающие игры с детьми дошкольного возраста (от 3 лет) |
Оказывать помощь в организации оздоровительных мероприятий, способствующих профилактике заболеваний у детей дошкольного возраста (от 3 лет) и укреплению их здоровья |
Выполнять требования охраны труда и пожарной безопасности |
Оказывать первую помощь детям дошкольного возраста от 3 лет, осуществлять вызов медицинских служб или работников |
|
Необходимые знания |
Требования санитарных правил и норм к осуществлению ухода за детьми дошкольного возраста (от 3 лет) при осуществлении ухода в организованных группах |
Формы и методы наблюдения за психическим и физическим состоянием детей дошкольного возраста от 3 лет |
Способы поддержания положительных взаимоотношений в группе детей от 3 лет |
Подвижные, развивающие игры для детей дошкольного возраста (от 3 лет) |
Формы и методы проведения оздоровительных мероприятий, способствующих профилактике заболеваний у детей дошкольного возраста (от 3 лет) и укреплению их здоровья |
Способы оказания помощи детям от 3 лет в самообслуживании |
Формы и методы формирования у детей опыта соблюдения правил здорового образа жизни |
Способы обеспечения безопасности деятельности детей дошкольного возраста от 3 лет |
Способы оказания первой помощи детям дошкольного возраста от 3 лет |
Требования охраны труда и пожарной безопасности |
|
Другие характеристики |
|
3.1.4. Трудовая функция
Наименование |
Присмотр и уход за детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детьми-инвалидами |
Код |
A/04.3 |
Уровень (подуровень) квалификации |
3 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
|
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
|
|
Трудовые действия |
Оказание помощи детям с ОВЗ и детям-инвалидам в одевании и раздевании по мере необходимости |
Оказание помощи детям с ОВЗ и детям-инвалидам в приеме пищи с учетом их индивидуальных особенностей |
Оказание помощи детям с ОВЗ и детям-инвалидам при гигиенических процедурах с учетом их индивидуальных особенностей |
Организация полноценного отдыха, сна детей с ОВЗ и детей-инвалидов, присмотр за ними во время сна |
Сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов в ходе творческих занятий, развивающих игр с учетом их индивидуальных особенностей |
Сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов на прогулках |
Информирование родителей (законных представителей, родственников) детей с ОВЗ и детей-инвалидов об их самочувствии |
Поддержание санитарно-гигиенического состояния помещений, оборудования, постельного белья и игрушек |
|
Необходимые умения |
Осуществлять деятельность по уходу за детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами |
Устанавливать контакт с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами с учетом их физического и психического состояния |
Учитывать индивидуальные потребности и особенности детей с ОВЗ и детей-инвалидов в организации ухода за ними |
Наблюдать за взаимодействием здоровых детей с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами, поддерживать их положительные взаимоотношения |
Оказывать помощь детям с ОВЗ и детям-инвалидам в приеме пищи с учетом их индивидуальных особенностей |
Оказывать помощь детям с ОВЗ и детям-инвалидам при гигиенических процедурах с учетом их индивидуальных особенностей |
Использовать технические средства реабилитации при организации ухода за детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами |
Организовывать полноценный отдых, сон детей с ОВЗ и детей-инвалидов, присмотр за ними во время сна |
Учитывать индивидуальные особенности при сопровождении детей с ОВЗ и детей-инвалидов на прогулках, в ходе творческих занятий, развивающих игр |
Оказывать помощь в организации оздоровительных мероприятий по назначению педиатра, способствующих профилактике заболеваний у детей с ОВЗ и у детей-инвалидов, укреплению их здоровья |
Оказывать первую помощь детям дошкольного возраста с ОВЗ и детям-инвалидам; осуществлять вызов медицинских служб или работников |
|
Необходимые знания |
Требования санитарных правил и норм к осуществлению ухода за детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами в разных типах образовательных и иных организаций, работающих с детьми |
Способы осуществления деятельности по уходу за детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами |
Подходы к сопровождению детей с ОВЗ и детей-инвалидов в ходе развивающих игр, творческих занятий, прогулок |
Формы и методы проведения оздоровительных мероприятий, способствующих профилактике заболеваний у детей с ОВЗ и у детей-инвалидов, укреплению их здоровья |
Формы и методы формирования у детей с ОВЗ и у детей-инвалидов опыта соблюдения правил здорового образа жизни |
Способы поддержания положительных взаимоотношений здоровых детей с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами |
Способы учета индивидуальных потребностей и особенностей детей с ОВЗ и детей-инвалидов в организации ухода за ними |
Способы оказания первой помощи детям с ОВЗ и детям-инвалидам |
Способы обеспечения безопасности деятельности детей с ОВЗ и детей-инвалидов |
Требования охраны труда и пожарной безопасности |
|
Другие характеристики |
|
IV. Сведения об организациях – разработчиках профессионального стандарта
4.1. Ответственная организация-разработчик
ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования», город Москва |
Директор |
Волосовец Татьяна Владимировна |
4.2. Наименования организаций-разработчиков
1 |
Межрегиональная благотворительная общественная организация «Социальная сеть добровольческих инициатив «СоСеДИ», город Москва |
2 |
Автономная некоммерческая организация оценки регулирующего воздействия управленческих решений «Институт научно-общественной экспертизы», город Москва |
3 |
Общественное движение «Гражданское достоинство», город Москва |
-
↑Общероссийский классификатор занятий.
-
↑Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.
-
↑Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов.