УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства
труда и социальной защиты
Российской Федерации
от 05.12.2018 № 769н

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТНяня (работник по присмотру и уходу за детьми)

1219
Регистрационный номер

I. Общие сведения

Деятельность по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста 03.014
(наименование вида профессиональной деятельности)


Код
Основная цель вида профессиональной деятельности:
Присмотр и уход за детьми для обеспечения их психического и физического развития, охраны жизни и здоровья, социальной адаптации
Группа занятий:
5311. Работники по уходу за детьми
(код ОКЗ1) (наименование) (код ОКЗ) (наименование)
Отнесение к видам экономической деятельности:
(код ОКВЭД2) (наименование вида экономической деятельности)

II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)

Обобщенные трудовые функции Трудовые функции
код наименование уровень квалификации наименование код уровень (подуровень) квалификации
A Присмотр и уход за детьми в организациях и на дому 3
Уход за детьми младенческого возраста (до 1 года) A/01.3 3
Уход за детьми раннего возраста (от 1 года до 3 лет) A/02.3 3
Присмотр за детьми дошкольного возраста от 3 лет A/03.3 3
Присмотр и уход за детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детьми-инвалидами A/04.3 3

III. Характеристика обобщенных трудовых функций

3.1. Обобщенная трудовая функция

Наименование Присмотр и уход за детьми в организациях и на дому Код A Уровень квалификации 3
Происхождение обобщенной трудовой функции Оригинал Заимствовано из оригинала
Код оригинала Регистрационный номер профессионального стандарта
Возможные наименования должностей Няня
Требования к образованию и обучению Среднее общее образование и профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки
Требования к опыту практической работы -
Особые условия допуска к работе Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации
К деятельности по присмотру и уходу за детьми не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации
Другие характеристики Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики.
Прохождение обучения оказанию первой помощи детям дошкольного возраста

Дополнительные характеристики

Наименование документа Код Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности
ОКЗ 5311 Работники по уходу за детьми
ОКПДТР4 15135 Няня

3.1.1. Трудовая функция

Наименование Уход за детьми младенческого возраста (до 1 года) Код A/01.3 Уровень (подуровень) квалификации 3
Происхождение трудовой функции Оригинал Заимствовано из оригинала
Код оригинала Регистрационный номер профессионального стандарта
 
Трудовые действия
Смена белья и одежды детей младенческого возраста в соответствии с режимом дня
Приготовление пищи и кормление детей младенческого возраста
Осуществление гигиенического ухода за детьми младенческого возраста
Укладывание детей младенческого возраста в постель и присмотр за ними во время сна
Проведение развивающих игр и упражнений с детьми младенческого возраста в помещении и на свежем воздухе
Поддержание санитарно-гигиенического состояния помещений, оборудования, постельного белья и игрушек
Информирование родителей (законных представителей, родственников) детей о самочувствии ребенка
Необходимые умения
Осуществлять замену белья и одежды детей младенческого возраста по мере необходимости
Устанавливать контакт с детьми младенческого возраста с учетом их физического и психического состояния
Учитывать индивидуальные потребности и особенности детей младенческого возраста в организации ухода за ними
Осуществлять подготовку и проведение кормления детей младенческого возраста
Проводить развивающие игры и упражнения с детьми младенческого возраста
Следить за соблюдением гигиены детей младенческого возраста и проводить гигиенические процедуры
Оказывать помощь в организации оздоровительных мероприятий, способствующих профилактике заболеваний у детей младенческого возраста и укреплению их здоровья
Осуществлять присмотр за детьми младенческого возраста с целью обеспечения их безопасности
Оказывать первую помощь детям младенческого возраста, осуществлять вызов медицинских служб или работников
Выполнять требования охраны труда и пожарной безопасности
Осуществлять уход за детьми младенческого возраста с соблюдением санитарно-гигиенического режима
Необходимые знания
Требования санитарных правил и норм к осуществлению ухода за детьми младенческого возраста в организованных группах
Содержание деятельности по уходу за детьми младенческого возраста
Современные методы и средства ухода за детьми младенческого возраста
Способы учета индивидуальных потребностей и особенностей детей младенческого возраста в организации ухода за ними
Развивающие игры и упражнения для детей младенческого возраста
Формы и методы проведения оздоровительных мероприятий, способствующих профилактике заболеваний у детей младенческого возраста с учетом группы здоровья и укреплению их здоровья
Способы оказания первой помощи детям младенческого возраста
Способы обеспечения безопасности деятельности детей младенческого возраста
Требования охраны труда и пожарной безопасности
Другие характеристики

3.1.2. Трудовая функция

Наименование Уход за детьми раннего возраста (от 1 года до 3 лет) Код A/02.3 Уровень (подуровень) квалификации 3
Происхождение трудовой функции Оригинал Заимствовано из оригинала
Код оригинала Регистрационный номер профессионального стандарта
 
Трудовые действия
Смена белья и одежды детям раннего возраста по мере необходимости
Помощь детям раннего возраста в приеме пищи, формирование у них навыка самостоятельного приема пищи
Помощь детям раннего возраста при гигиенических процедурах
Организация сна детей раннего возраста
Проведение подвижных, развивающих игр с детьми раннего возраста в помещении и на свежем воздухе
Информирование родителей (законных представителей, родственников) детей об их самочувствии
Поддержание санитарно-гигиенического состояния помещений, оборудования, постельного белья и игрушек
Необходимые умения
Осуществлять деятельность по уходу за детьми раннего возраста в соответствии с режимом дня
Осуществлять подготовку к приему пищи детьми, оказывать им помощь в приеме пищи и приучать к самостоятельному приему пищи
Устанавливать контакт с детьми раннего возраста с учетом их физического и психического состояния
Учитывать индивидуальные потребности и особенности детей в организации ухода за ними
Осуществлять организацию полноценного отдыха, сна детей раннего возраста, присмотр за ними во время сна, оказывать им помощь в подготовке ко сну
Организовывать подвижные, развивающие игры с детьми раннего возраста в помещении и на свежем воздухе
Оказывать помощь в организации оздоровительных мероприятий, способствующих профилактике заболеваний у детей раннего возраста и укреплению их здоровья
Осуществлять помощь детям раннего возраста в самообслуживании, при гигиенических процедурах
Осуществлять присмотр за детьми раннего возраста с целью обеспечения их безопасности
Оказывать первую помощь детям раннего возраста; осуществлять вызов медицинских служб или работников
Выполнять требования охраны труда и пожарной безопасности
Необходимые знания
Требования санитарных правил и норм к осуществлению ухода за детьми раннего возраста при осуществлении ухода в организованных группах
Содержание деятельности по уходу за детьми раннего возраста
Способы осуществления деятельности по уходу за детьми раннего возраста
Способы учета индивидуальных потребностей и особенностей детей раннего возраста в организации ухода за ними
Формы и методы проведения оздоровительных мероприятий, способствующих профилактике заболеваний у детей раннего возраста и укреплению их здоровья
Приемы оказания помощи детям раннего возраста в самообслуживании
Способы оказания первой помощи детям раннего возраста
Способы обеспечения безопасности деятельности детей раннего возраста
Требования охраны труда и пожарной безопасности
Другие характеристики

3.1.3. Трудовая функция

Наименование Присмотр за детьми дошкольного возраста от 3 лет Код A/03.3 Уровень (подуровень) квалификации 3
Происхождение трудовой функции Оригинал Заимствовано из оригинала
Код оригинала Регистрационный номер профессионального стандарта
 
Трудовые действия
Оказание помощи детям дошкольного возраста (от 3 лет) в одевании и раздевании по мере необходимости
Оказание помощи детям в возрасте от 3 лет в самостоятельном приеме пищи
Оказание помощи детям дошкольного возраста (от 3 лет) в развитии навыков самообслуживания и гигиены
Присмотр за детьми дошкольного возраста (от 3 лет) во время сна
Проведение подвижных, развивающих игр с детьми дошкольного возраста (от 3 лет)
Сопровождение детей дошкольного возраста (от 3 лет) на прогулках, занятиях и мероприятиях
Контроль поведения детей дошкольного возраста (от 3 лет) в ситуациях их взаимодействия с другими детьми с целью обеспечения их безопасности
Информирование родителей (законных представителей, родственников) детей об их самочувствии
Поддержание санитарно-гигиенического состояния помещений, оборудования, постельного белья и игрушек
Необходимые умения
Устанавливать контакт с детьми дошкольного возраста от 3 лет с учетом их физического и психического состояния
Осуществлять наблюдение за поведением детей дошкольного возраста от 3 лет с целью обеспечения их безопасности в ходе взаимодействия с другими детьми
Оказывать помощь детям дошкольного возраста (от 3 лет) в самообслуживании (одевание, раздевание, гигиенические процедуры, прием пищи)
Осуществлять сопровождение детей дошкольного возраста во время прогулок
Организовывать питание детей дошкольного возраста (от 3 лет)
Организовывать полноценный отдых, сон детей дошкольного возраста (от 3 лет), осуществлять присмотр за ними во время сна
Проводить подвижные, развивающие игры с детьми дошкольного возраста (от 3 лет)
Оказывать помощь в организации оздоровительных мероприятий, способствующих профилактике заболеваний у детей дошкольного возраста (от 3 лет) и укреплению их здоровья
Выполнять требования охраны труда и пожарной безопасности
Оказывать первую помощь детям дошкольного возраста от 3 лет, осуществлять вызов медицинских служб или работников
Необходимые знания
Требования санитарных правил и норм к осуществлению ухода за детьми дошкольного возраста (от 3 лет) при осуществлении ухода в организованных группах
Формы и методы наблюдения за психическим и физическим состоянием детей дошкольного возраста от 3 лет
Способы поддержания положительных взаимоотношений в группе детей от 3 лет
Подвижные, развивающие игры для детей дошкольного возраста (от 3 лет)
Формы и методы проведения оздоровительных мероприятий, способствующих профилактике заболеваний у детей дошкольного возраста (от 3 лет) и укреплению их здоровья
Способы оказания помощи детям от 3 лет в самообслуживании
Формы и методы формирования у детей опыта соблюдения правил здорового образа жизни
Способы обеспечения безопасности деятельности детей дошкольного возраста от 3 лет
Способы оказания первой помощи детям дошкольного возраста от 3 лет
Требования охраны труда и пожарной безопасности
Другие характеристики

3.1.4. Трудовая функция

Наименование Присмотр и уход за детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детьми-инвалидами Код A/04.3 Уровень (подуровень) квалификации 3
Происхождение трудовой функции Оригинал Заимствовано из оригинала
Код оригинала Регистрационный номер профессионального стандарта
 
Трудовые действия
Оказание помощи детям с ОВЗ и детям-инвалидам в одевании и раздевании по мере необходимости
Оказание помощи детям с ОВЗ и детям-инвалидам в приеме пищи с учетом их индивидуальных особенностей
Оказание помощи детям с ОВЗ и детям-инвалидам при гигиенических процедурах с учетом их индивидуальных особенностей
Организация полноценного отдыха, сна детей с ОВЗ и детей-инвалидов, присмотр за ними во время сна
Сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов в ходе творческих занятий, развивающих игр с учетом их индивидуальных особенностей
Сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов на прогулках
Информирование родителей (законных представителей, родственников) детей с ОВЗ и детей-инвалидов об их самочувствии
Поддержание санитарно-гигиенического состояния помещений, оборудования, постельного белья и игрушек
Необходимые умения
Осуществлять деятельность по уходу за детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами
Устанавливать контакт с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами с учетом их физического и психического состояния
Учитывать индивидуальные потребности и особенности детей с ОВЗ и детей-инвалидов в организации ухода за ними
Наблюдать за взаимодействием здоровых детей с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами, поддерживать их положительные взаимоотношения
Оказывать помощь детям с ОВЗ и детям-инвалидам в приеме пищи с учетом их индивидуальных особенностей
Оказывать помощь детям с ОВЗ и детям-инвалидам при гигиенических процедурах с учетом их индивидуальных особенностей
Использовать технические средства реабилитации при организации ухода за детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами
Организовывать полноценный отдых, сон детей с ОВЗ и детей-инвалидов, присмотр за ними во время сна
Учитывать индивидуальные особенности при сопровождении детей с ОВЗ и детей-инвалидов на прогулках, в ходе творческих занятий, развивающих игр
Оказывать помощь в организации оздоровительных мероприятий по назначению педиатра, способствующих профилактике заболеваний у детей с ОВЗ и у детей-инвалидов, укреплению их здоровья
Оказывать первую помощь детям дошкольного возраста с ОВЗ и детям-инвалидам; осуществлять вызов медицинских служб или работников
Необходимые знания
Требования санитарных правил и норм к осуществлению ухода за детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами в разных типах образовательных и иных организаций, работающих с детьми
Способы осуществления деятельности по уходу за детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами
Подходы к сопровождению детей с ОВЗ и детей-инвалидов в ходе развивающих игр, творческих занятий, прогулок
Формы и методы проведения оздоровительных мероприятий, способствующих профилактике заболеваний у детей с ОВЗ и у детей-инвалидов, укреплению их здоровья
Формы и методы формирования у детей с ОВЗ и у детей-инвалидов опыта соблюдения правил здорового образа жизни
Способы поддержания положительных взаимоотношений здоровых детей с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами
Способы учета индивидуальных потребностей и особенностей детей с ОВЗ и детей-инвалидов в организации ухода за ними
Способы оказания первой помощи детям с ОВЗ и детям-инвалидам
Способы обеспечения безопасности деятельности детей с ОВЗ и детей-инвалидов
Требования охраны труда и пожарной безопасности
Другие характеристики

IV. Сведения об организациях – разработчиках профессионального стандарта

4.1. Ответственная организация-разработчик

ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования», город Москва
Директор Волосовец Татьяна Владимировна

4.2. Наименования организаций-разработчиков

1 Межрегиональная благотворительная общественная организация «Социальная сеть добровольческих инициатив «СоСеДИ», город Москва
2 Автономная некоммерческая организация оценки регулирующего воздействия управленческих решений «Институт научно-общественной экспертизы», город Москва
3 Общественное движение «Гражданское достоинство», город Москва

  1. Общероссийский классификатор занятий.
  2. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.
  3. Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов.