УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства
труда и социальной защиты
Российской Федерации
от 14.09.2023 № 717н

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТСпециалист по работе с семьей

13
Регистрационный номер

I. Общие сведения

Предоставление социальных услуг и осуществление социального сопровождения граждан, семей, семей с детьми, а также восстановление семейного и детского благополучия, профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних 03.009
(наименование вида профессиональной деятельности)


Код
Основная цель вида профессиональной деятельности:
Оказание помощи разным типам семей и социальной поддержки семьям с детьми на основе выявления семейного неблагополучия с помощью различных технологий, разработки программы реабилитации, реинтеграции ребенка и семьи в социум с привлечением ближайшего окружения для изменения отношений между членами семьи, оздоровления социально-психологической обстановки в семье, повышения ответственности родителей за воспитание детей
Группа занятий:
1344. Руководители служб в сфере социального обеспечения 2635. Специалисты в области организации и ведения социальной работы
(код ОКЗ1) (наименование) (код ОКЗ) (наименование)
Отнесение к видам экономической деятельности:
87.90 Деятельность по уходу с обеспечением проживания прочая
88.91 Предоставление услуг по дневному уходу за детьми
88.99 Предоставлению прочих социальных услуг без обеспечения проживания, не включенных в другие группировки
(код ОКВЭД2) (наименование вида экономической деятельности)

II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)

Обобщенные трудовые функции Трудовые функции
код наименование уровень квалификации наименование код уровень (подуровень) квалификации
A Деятельность по оказанию социальных услуг и социальной помощи гражданам, семьям, семьям с детьми 6
Предоставление социальных услуг гражданам, семьям, семьям с детьми A/01.6 6
Социальное сопровождение и социальный патронат граждан, семей, семей с детьми A/02.6 6
B Деятельность по оказанию социальных услуг детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации и нуждающимся в социальной помощи и реабилитации 6
Ведение работ по профилактике детского неблагополучия, работа с кровной семьей и ближайшим окружением ребенка B/02.6 6
Подготовка детей к устройству в замещающую семью и/или подготовка к самостоятельной жизни B/02.6 6
Социализация несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, помощь (социальное сопровождение) выпускникам организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей B/03.6 6
C Управление деятельностью по предоставлению социальных услуг и оказанию социальной помощи гражданам, семьям, семьям с детьми 7
Организация деятельности подразделения по работе с гражданами, семьями, семьями с детьми C/01.7 7
Управление деятельностью и контроль деятельности подразделения по работе с гражданами, семьями, семьями с детьми C/02.7 7

III. Характеристика обобщенных трудовых функций

3.1. Обобщенная трудовая функция

Наименование Деятельность по оказанию социальных услуг и социальной помощи гражданам, семьям, семьям с детьми Код A Уровень квалификации 6
Происхождение обобщенной трудовой функции Оригинал Заимствовано из оригинала
Код оригинала Регистрационный номер профессионального стандарта
Возможные наименования должностей Специалист по работе с семьей
Требования к образованию и обучению Высшее образование
или
Высшее образование (непрофильное) и дополнительное профессиональное образование – программы профессиональной переподготовки по профилю профессиональной деятельности
Требования к опыту практической работы -
Особые условия допуска к работе К трудовой деятельности с участием несовершеннолетних не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, а равно и подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации
Прохождение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров
Другие характеристики Рекомендуется дополнительное профессиональное образование – программы повышения квалификации не реже одного раза в три года

Дополнительные характеристики

Наименование документа Код Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности
ОКЗ 2635 Специалисты в области организации и ведения социальной работы
ЕКС3 - Социальный педагог
ОКПДТР4 26588 Специалист по социальной работе
ОКСО5 5.39.03.02 Социальная работа
6.44.00.00 Образование и педагогические науки

3.1.1. Трудовая функция

Наименование Предоставление социальных услуг гражданам, семьям, семьям с детьми Код A/01.6 Уровень (подуровень) квалификации 6
Происхождение трудовой функции Оригинал Заимствовано из оригинала
Код оригинала Регистрационный номер профессионального стандарта
 
Трудовые действия
Информирование и консультирование граждан, семей, семей с детьми, иностранных граждан (при личном обращении или с использованием средств коммуникации): о видах социальных услуг, сроках, порядке и условиях их предоставления, тарифах на социальные услуги, об их стоимости для получателя социальных услуг; о мерах социальной поддержки
Выявление семейного неблагополучия в разных типах семей и в семьях с детьми, определение причин социального неблагополучия в семье с детьми, фактов внутрисемейного насилия и признание их нуждаемости
Диагностирование проблем граждан, семей и семей с детьми, выявление необходимости в получении социальных услуг, подготовка документов
Оказание помощи гражданам, семьям, семьям с детьми в подготовке необходимых документов для признания нуждающимися в социальном обслуживании, предоставлении полагающихся мер социальной поддержки, в том числе социального патроната
Определение причины трудной жизненной ситуации и социально опасного положения семьи и признание ее нуждающейся в социальных услугах
Подготовка проекта договора/соглашения о предоставлении социальных услуг / социальном сопровождении и его заключение
Разработка и реализация индивидуальных программ предоставления социальных услуг гражданам
Поиск сведений о заявителе в базах данных системы межведомственного электронного взаимодействия (далее – СМЭВ), запрос необходимой информации у ранее взаимодействовавших с заявителем специалистов
Проведение социально-психологического обследования семьи, включающего первичную оценку семейного благополучия/неблагополучия, а также жилищно-бытовых условий жизни семей с детьми
Определение форм и методов работы, информирование учреждений социального обслуживания о возможности оказания социальной помощи гражданам, семьям и семьям с детьми
Социальное обслуживание граждан, семей с детьми, в том числе замещающих, а также воспитывающих детей-инвалидов
Оказание помощи в предоставлении срочных социальных услуг
Оформление результатов посещения семьи
Обработка результатов работы с семьей и подготовка материалов для рассмотрения на межведомственном консилиуме
Проведение мероприятий профилактического, адаптационного и социализирующего характера для граждан, семей и семей с детьми
Оказание помощи в решении вопросов самообеспечения, развития семейного предпринимательства, надомных промыслов и других вопросов улучшения своего материального положения и уровня состоятельности (социальный контракт)
Подготовка информации для руководителей, органов и должностных лиц, направляющих запросы, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации
Ведение документации, личного дела ребенка, нуждающегося в помощи государства, на различных носителях информации, подготовка дел к сдаче в архив
Необходимые умения
Подготавливать материалы для информирования родителя (законного представителя) о социальных услугах
Производить обследования условий жизни семьи и личности детей и родителей
Выявлять и диагностировать семьи, несовершеннолетних, подлежащих получению социальных услуг, в том числе социального патроната
Проверять и анализировать документы, свидетельствующие о проблемах семьи с детьми, обратившихся за получением социальных услуг и мер социальной поддержки, в том числе социального патроната
Определять потребности (нуждаемости) семьи в социальных услугах
Разрабатывать индивидуальные программы предоставления социальных услуг, индивидуально-профилактические и реабилитационные программы, в том числе социального патроната
Оказывать помощь в улучшении бытовых условий многодетным семьям, молодым семьям и семьям с несовершеннолетними родителями
Оказывать помощь родителям (законным представителям) в уходе за членами семей, имеющих на попечении детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов, с учетом состояния их здоровья
Проводить реабилитационные мероприятия с несовершеннолетними, в том числе с приемными детьми, детьми-инвалидами, в домашних условиях и сопровождать нуждающихся детей в лечебно-профилактические учреждения в рамках службы домашнего визитирования
Консультировать семьи, несовершеннолетних, в том числе находящихся в социально опасном положении, а также семьи, имеющие на воспитании детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по вопросам отношений между родителями и детьми, специфики семейного воспитания несовершеннолетних, в том числе приемных детей, а также семьи, желающие принять в семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Организовывать сообщества, клубы взаимопомощи для жителей на территориях, обслуживаемых конкретными учреждениями социального обслуживания
Помогать родителям в вопросах преодоления педагогической запущенности ребенка, трудностей в социальной адаптации
Оказывать помощь семьям с детьми, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов
Учитывать в общении с членами семьи их социально-психологические особенности, в том числе имеющиеся у инвалидов ограничения
Использовать основные методы, способы и средства отправки, получения, хранения, переработки информации с соблюдением требований к защите информации, информационно-коммуникационные технологии, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»
Работать с государственными информационными ресурсами, в том числе с использованием СМЭВ, с правовыми информационными системами, с электронными (цифровыми) документами
Вести документацию и служебную переписку в соответствии с требованиями нормативных правовых актов
Необходимые знания
Основные направления государственной социальной и семейной политики
Нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере социального обслуживания, социальной защиты населения, семейного законодательства, законодательства, связанного с защитой прав и законных интересов детей, в объеме, необходимом для исполнения должностных обязанностей
Нормативные правовые акты по вопросам комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов в Российской Федерации
Требования к соблюдению конфиденциальности личной информации, хранению и использованию персональных данных граждан, обратившихся за получением социальных услуг, мер социальной поддержки и государственной помощи
Перечень социальных услуг, оказываемых семьям, и порядок их предоставления
Основы психологии в объеме, необходимом для выполнения трудовой функции
Основы национальных, религиозных и региональных особенностей быта и семейного воспитания, народных традиций, организации досуга
Социокультурные, социально-психологические, психолого-педагогические основы межличностного взаимодействия
Методы социальной диагностики, профилактики и коррекции внутрисемейных отношений
Основы социальной работы с семьей
Социально-педагогические технологии работы с семьей
Технология семейного воспитания
Основы семейной медиации, принципы участия семьи в медиации в образовательных и социальных организациях
Этические основы социальной работы и социально-педагогической деятельности
Современные информационно-коммуникационные технологии, методы и способы анализа информации
Принципы работы и возможности программного обеспечения баз данных, содержащих сведения о получателях государственных услуг
Способы, средства и порядок межведомственного взаимодействия и взаимодействия с детьми и семьями при оказании социальных услуг
Правила межличностного общения, этики делового общения и межкультурной коммуникации, особенности общения с инвалидами
Правила и порядок ведения делопроизводства и электронного документооборота (далее – ЭДО), порядок и сроки предоставления отчетности
Другие характеристики
-

3.1.2. Трудовая функция

Наименование Социальное сопровождение и социальный патронат граждан, семей, семей с детьми Код A/02.6 Уровень (подуровень) квалификации 6
Происхождение трудовой функции Оригинал Заимствовано из оригинала
Код оригинала Регистрационный номер профессионального стандарта
 
Трудовые действия
Информирование и консультирование граждан, семей с детьми о порядке организации социального сопровождения и патроната (при личном обращении или с использованием средств коммуникации), в том числе иностранных граждан
Поиск сведений о заявителе в базах данных СМЭВ, запрос необходимой информации у ранее взаимодействовавших или взаимодействующих в данный момент с заявителем специалистов
Ведение учета и социальное сопровождение разных типов семей с детьми (в том числе замещающих семей), находящихся в трудной жизненной ситуации
Диагностика нуждаемости семей с детьми в социальном сопровождении, определение его уровня
Разработка проекта индивидуальной программы социального сопровождения семьи
Привлечение к социальному сопровождению специалистов других учреждений, организаций по согласованию с семьей
Инициация оказания и содействие в оказании социальной и иных видов помощи, осуществляемой в рамках межведомственного взаимодействия с семьями
Оказание профессиональной консультативной помощи
Оказание помощи семьям с детьми-инвалидами в выполнении мероприятий индивидуальной программы реабилитации и абилитации, в прохождении медико-социальной экспертизы
Оценка, мониторинг, анализ социального сопровождения семей, социального патроната
Подготовка информации для руководителей, органов и должностных лиц, направляющих запросы, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации
Подготовка и направление в установленные сроки в органы опеки и попечительства, комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав и в учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений информации о ходе и результатах сопровождения семей
Ведение документации, личного дела ребенка, нуждающегося в помощи государства, на различных носителях информации, подготовка дел к сдаче в архив
Необходимые умения
Производить обследования условий жизни семей и личности детей и родителей в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации
Анализировать документы, свидетельствующие о проблемах семей с детьми, нуждающихся в социальном сопровождении и патронате
Координировать деятельность по социальному сопровождению семей в рамках межведомственного взаимодействия
Запрашивать в установленном порядке и получать необходимые материалы в отношении несовершеннолетних граждан от специалистов органов опеки и попечительства, образовательных учреждений, учреждений здравоохранения, социальной защиты населения, муниципальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов внутренних дел в целях эффективной организации работы по сопровождению семей с детьми
Анализировать результаты социального сопровождения семей в сроки, предусмотренные законодательством Российской Федерации
Информировать с использованием средств коммуникации органы опеки и попечительства о фактах нарушения прав и законных интересов детей, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающих семьях, в рамках законодательства Российской Федерации
Использовать основные методы, способы и средства отправки, получения, хранения, переработки информации с соблюдением требований к защите информации, информационно-коммуникационные технологии, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»
Работать с государственными информационными ресурсами, в том числе с использованием СМЭВ, с правовыми информационными системами, с электронными (цифровыми) документами
Вести документацию и служебную переписку в соответствии с требованиями нормативных правовых актов
Необходимые знания
Основные направления государственной социальной и семейной политики
Нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере социального обслуживания и социальной защиты населения, основы информационного права в объеме, необходимом для исполнения должностных обязанностей
Нормативные правовые акты по вопросам комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов в Российской Федерации
Требования к соблюдению конфиденциальности личной информации, хранению и использованию персональных данных граждан, обратившихся за получением социальных услуг, мер социальной поддержки и государственной помощи
Основы психологии в объеме, необходимом для выполнения трудовой функции
Основы национальных, религиозных и региональных особенностей быта и семейного воспитания, народных традиций, организации досуга
Социокультурные, социально-психологические, психолого-педагогические основы межличностного взаимодействия
Методы социальной диагностики, профилактики и коррекции внутрисемейных отношений
Основы социальной работы с семьей
Социально-педагогические и реабилитационные технологии работы с семьей с детьми
Основы семейной медиации
Этические основы социальной работы и социально-педагогической деятельности
Технологии планирования в системе интервенций социального работника
Современные и перспективные технологии в области ведения информационных ресурсов, методы и способы анализа информации
Принципы работы и возможности программного обеспечения баз данных, содержащих сведения о получателях государственных услуг
Способы, средства и порядок межведомственного взаимодействия и взаимодействия с детьми и семьями при социальном сопровождении
Правила межличностного общения, этики делового общения и межкультурной коммуникации, особенности общения с лицами с ограниченными возможностями здоровья
Правила и порядок ведения делопроизводства и ЭДО, порядок и сроки предоставления отчетности
Другие характеристики
-

3.2. Обобщенная трудовая функция

Наименование Деятельность по оказанию социальных услуг детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации и нуждающимся в социальной помощи и реабилитации Код B Уровень квалификации 6
Происхождение обобщенной трудовой функции Оригинал Заимствовано из оригинала
Код оригинала Регистрационный номер профессионального стандарта
Возможные наименования должностей Специалист по работе с семьей
Социальный педагог
Требования к образованию и обучению Высшее образование
или
Высшее образование (непрофильное) и дополнительное профессиональное образование – программы профессиональной переподготовки по профилю профессиональной деятельности
Требования к опыту практической работы Не менее одного года в сфере социальной защиты и социального обслуживания или в сфере образования
Особые условия допуска к работе К трудовой деятельности с участием несовершеннолетних не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, а равно и подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации
Прохождение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров
Другие характеристики Рекомендуется дополнительное профессиональное образование – программы повышения квалификации не реже одного раза в три года

Дополнительные характеристики

Наименование документа Код Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности
ОКЗ 2635 Специалисты в области организации и ведения социальной работы
ЕКС3 - Социальный педагог
ОКПДТР4 26588 Специалист по социальной работе
ОКСО5 5.39.03.02 Социальная работа
6.44.00.00 Образование и педагогические науки

3.2.1. Трудовая функция

Наименование Ведение работ по профилактике детского неблагополучия, работа с кровной семьей и ближайшим окружением ребенка Код B/02.6 Уровень (подуровень) квалификации 6
Происхождение трудовой функции Оригинал Заимствовано из оригинала
Код оригинала Регистрационный номер профессионального стандарта
 
Трудовые действия
Прием информации о нарушении прав и законных интересов несовершеннолетних при личном обращении или с использованием средств коммуникации
Принятие мер по защите прав и законных интересов ребенка при получении сведений об их нарушении, об угрозе жизни или здоровью во взаимодействии с учреждениями системы профилактики
Проведение индивидуальной профилактической работы с семьями с детьми на основании постановлений комиссии по делам несовершеннолетних
Проведение совместных мероприятий с субъектами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, общественными организациями, ведомствами и иными учреждениями по вопросам оказания социальной помощи семьям с детьми
Сбор информации о родителях (законных представителях) и/или кровных родственниках несовершеннолетнего, в том числе в базах данных СМЭВ, и запрос необходимой информации у ранее взаимодействовавших с ними специалистов
Проведение работы с семьями с риском прерывания беременности, отказа от новорожденного ребенка (профилактика ранних отказов)
Консультирование родителей по вопросам развития, воспитания ребенка
Проведение социально-педагогической коррекции, включая диагностику и консультирование
Проведение мероприятий по формированию положительной мотивации и психологической готовности ребенка к восстановлению детско-родительских отношений в кровной семье
Разработка и реализация индивидуальной программы развития жизнедеятельности ребенка
Организация и проведение встреч ребенка с членами кровной семьи, в том числе условно осужденными, и ближайшим окружением посредством применения коммуникативных и дистанционных технологий
Обучение родственников практическим навыкам общего ухода за тяжелобольными получателями социальных услуг, получателями социальных услуг, имеющими ограничения жизнедеятельности, в том числе за детьми-инвалидами
Подготовка информации для руководителей, органов и должностных лиц, направляющих запросы, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации
Ведение документации, личного дела ребенка, нуждающегося в помощи государства, на различных носителях информации, подготовка дел к сдаче в архив
Необходимые умения
Устанавливать доверительные отношения с ребенком, собирать информацию о жизни ребенка и истории его семьи
Оформлять заключение по результатам комплексной диагностики
Анализировать и оценивать причины помещения несовершеннолетнего в социальное учреждение
Осуществлять консультативно-просветительскую работу с родителями и членами семьи
Применять технологии межведомственного взаимодействия для возвращения несовершеннолетнего в кровную семью
Производить оценку возможностей кровных родителей выполнять родительские обязанности
Применять технологии подготовки ребенка к жизни в реабилитированной кровной семье
Осуществлять общий уход за тяжелобольными получателями социальных услуг, получателями социальных услуг, имеющими ограничения жизнедеятельности, в том числе за детьми-инвалидами
Использовать основные методы, способы и средства отправки, получения, хранения, переработки информации с соблюдением требований к защите информации, информационно-коммуникационные технологии, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети Интернет
Работать с государственными информационными ресурсами, в том числе с использованием СМЭВ, с правовыми информационными системами, с электронными (цифровыми) документами
Вести документацию и служебную переписку в соответствии с требованиями нормативных правовых актов
Необходимые знания
Основные направления государственной социальной и семейной политики
Нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере социального обслуживания и социальной защиты населения в объеме, необходимом для исполнения должностных обязанностей
Нормативные правовые акты по вопросам комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов в Российской Федерации
Требования к соблюдению конфиденциальности личной информации, хранению и использованию персональных данных граждан, обратившихся за получением социальных услуг, мер социальной и государственной поддержки
Основы национальных и региональных особенностей быта и семейного воспитания, народных традиций, организации досуга
Основы психологии в объеме, необходимом для выполнения трудовой функции
Технология социальной работы с семьей с детьми
Технология и организация общего ухода за тяжелобольными получателями социальных услуг, получателями социальных услуг, имеющими ограничения жизнедеятельности, в том числе за детьми-инвалидами
Инфраструктура предоставления социальных услуг в муниципальном образовании, ресурсы местного сообщества
Гендерная педагогика и психология
Технология и организация воспитательных практик
Технология работы с различными категориями детей
Этические основы социальной работы и социально-педагогической деятельности
Принципы работы и возможности программного обеспечения баз данных, содержащих сведения о получателях государственных услуг
Способы, средства и порядок межведомственного взаимодействия и взаимодействия с детьми и семьями при социальном сопровождении
Правила межличностного общения, этики делового общения и межкультурной коммуникации, особенности общения с лицами с ограниченными возможностями здоровья
Правила и порядок ведения делопроизводства и ЭДО, порядок и сроки предоставления отчетности
Другие характеристики
-

3.2.2. Трудовая функция

Наименование Подготовка детей к устройству в замещающую семью и/или подготовка к самостоятельной жизни Код B/02.6 Уровень (подуровень) квалификации 6
Происхождение трудовой функции Оригинал Заимствовано из оригинала
Код оригинала Регистрационный номер профессионального стандарта
 
Трудовые действия
Проведение комплекса мероприятий, направленных на подготовку детей к устройству в замещающую семью
Поиск и подбор замещающей семьи ребенку, оставшемуся без попечения родителей, с учетом его потребностей и особенностей развития
Сопровождение детей на этапе знакомства и сближения с потенциальной замещающей семьей
Организация комплексной диагностики индивидуальных особенностей и потребностей развития детей, их семейной истории и отношения к семье и к возможному семейному устройству (запроса на подбор семьи для ребенка)
Подготовка документального сопровождения и составление индивидуального плана подготовки ребенка к устройству в замещающую семью
Проведение мероприятий по знакомству ребенка с замещающей семьей
Реализация программы сближения, поддержки семьи в создании наиболее благоприятных условий для принятия ребенка
Проведение индивидуальных реабилитационных занятий с детьми
Создание поддерживающей среды для опекунов и попечителей (клуба опекунских семей)
Социально-психолого-педагогическое сопровождение выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях первичной трудовой занятости (наставничество) и самостоятельного проживания (подготовка к независимой жизни)
Контроль целевого использования жилого помещения детей-сирот и лиц из их числа, создание поддерживающей среды
Подготовка граждан, изъявивших желание принять на воспитание в семью детей
Подготовка информации для руководителей, органов и должностных лиц, направляющих запросы, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации
Ведение документации, личного дела ребенка, нуждающегося в помощи государства, на различных носителях информации, подготовка дел к сдаче в архив
Необходимые умения
Устанавливать доверительные отношения с ребенком, собирать информацию о жизни ребенка и истории его семьи
Оформлять заключение по результатам комплексной диагностики
Разрабатывать и утверждать индивидуальный план подготовки ребенка к семейному устройству
Оказывать социально-педагогическую помощь ребенку во время адаптации в замещающей семье
Консультировать лиц, желающих усыновить (удочерить) или принять под опеку (попечительство) ребенка, по вопросам семейного устройства и защиты прав детей, в том числе с привлечением необходимых специалистов
Создавать условия доступности получения детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами услуг, предоставляемых организациями для детей-сирот
Устанавливать контакт с детьми, имеющими травматический опыт
Оценивать особенности развития качеств и социальных навыков воспитанника, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Разрабатывать план постинтернатного патроната
Помогать выпускнику в случае материальных или иных затруднений выстроить план выхода из трудной ситуации
Принимать меры для получения воспитанником образования, заботится о его физическом, психическом, духовном и нравственном развитии
Оказывать помощь воспитаннику в получении медицинского обслуживания, систематического осмотра врачами-специалистами в соответствии с медицинскими рекомендациями и состоянием здоровья воспитанника
Использовать основные методы, способы и средства отправки, получения, хранения, переработки информации с соблюдением требований к защите информации, информационно-коммуникационные технологии, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»
Работать с государственными информационными ресурсами, в том числе с использованием СМЭВ, с правовыми информационными системами, с электронными (цифровыми) документами
Вести документацию и служебную переписку в соответствии с требованиями нормативных правовых актов
Необходимые знания
Основные направления государственной социальной и семейной политики, установления опеки
Нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере социального обслуживания, социальной защиты населения, семейного законодательства, законодательства, связанного с защитой прав и законных интересов детей, в объеме, необходимом для исполнения должностных обязанностей
Нормативные правовые акты по вопросам комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов в Российской Федерации
Требования к соблюдению конфиденциальности личной информации, хранению и использованию персональных данных граждан, обратившихся за получением социальных услуг, мер социальной поддержки и государственной помощи
Основы национальных, религиозных и региональных особенностей быта и семейного воспитания, народных традиций, организации досуга
Основы психологии в объеме, необходимом для выполнения трудовой функции
Особенности воспитания сиблингов в замещающих семьях
Педагогика и психология сиротства
Нормы, процедуры и специфика семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей
Инфраструктура предоставления социальных услуг в муниципальном образовании, ресурсы местного сообщества
Основы возрастной психологии, особенностей детей разных возрастных групп
Особенности поведения и развития детей, имеющих опыт отобрания из (потери) кровной семьи и пребывания в условиях институциональной заботы
Социальные характеристики и особенности функционирования замещающих семей
Этапы адаптации приемного ребенка, их признаки, динамика
Психология привязанности
Этические основы социальной работы и социально-педагогической деятельности
Требования охраны труда, жизни и здоровья детей; санитарно-гигиенические требования к организации работы с детьми
Современные и перспективные технологии в области ведения информационных ресурсов, методы и способы анализа информации
Принципы работы и возможности программного обеспечения баз данных, содержащих сведения о получателях государственных услуг
Способы, средства и порядок межведомственного взаимодействия и взаимодействия с детьми и семьями при социальном сопровождении
Правила межличностного общения, этики делового общения и межкультурной коммуникации, особенности общения с лицами с ограниченными возможностями здоровья
Правила и порядок ведения делопроизводства и ЭДО, порядок и сроки предоставления отчетности
Другие характеристики
-

3.2.3. Трудовая функция

Наименование Социализация несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, помощь (социальное сопровождение) выпускникам организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Код B/03.6 Уровень (подуровень) квалификации 6
Происхождение трудовой функции Оригинал Заимствовано из оригинала
Код оригинала Регистрационный номер профессионального стандарта
 
Трудовые действия
Устройство детей на временное проживание в учреждения социального обслуживания
Разработка и реализация индивидуальных и групповых программ обеспечения жизнедеятельности ребенка, социальной и комплексной реабилитации детей
Оказание помощи в решении вопросов возвращения в семью или учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, самовольно ушедших из них
Коррекция педагогической и социально-педагогической запущенности несовершеннолетних
Проведение мероприятий по профилактике отклонений в поведении и аномалий в личном развитии несовершеннолетних, формирование у них позитивных интересов, конструктивных отношений с родителями и окружающими их взрослыми
Восстановление (при необходимости) нарушенных связей со школой, содействие в установлении позитивного отношения к учебной деятельности
Создание условий для обучения (в том числе инклюзивного образования) несовершеннолетних из семей беженцев и вынужденных переселенцев в местах их компактного проживания
Организация работы несовершеннолетних по самообслуживанию, хозяйственно-бытовому труду
Оказание помощи в оформлении и восстановлении утраченных документов получателей социальных услуг (в том числе фотографирование для документов)
Консультирование выпускников из числа детей-сирот по организации и самостоятельному ведению быта и домашнего хозяйства (оплаты коммунальных услуг)
Подготовка информации для руководителей, органов и должностных лиц, направляющих запросы, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации
Ведение документации, личного дела ребенка, нуждающегося в помощи государства, на различных носителях информации, подготовка дел к сдаче в архив
Необходимые умения
Оценивать способности несовершеннолетнего к самообслуживанию
Формировать позитивные интересы у несовершеннолетних путем проведения мероприятий досуга и отдыха, в том числе в группах взаимоподдержки, клубах общения
Расширять у несовершеннолетних общий и культурный кругозор, сферу общения со сверстниками и взрослыми в различных социально и юридически значимых ситуациях
Выявлять и анализировать индивидуальные особенности личности несовершеннолетнего получателя социальных услуг
Формировать положительную мотивацию и психологическую готовность ребенка к восстановлению детско-родительских отношений в кровной семье или к жизни в замещающей семье
Формировать у детей потребность и готовность к труду, к созданию условий для профессионального самоопределения
Оказывать помощь в поддержании связи между ребенком и его кровной семьей
Организовывать общение детей с их осужденными родителями, с братьями, сестрами, родителями, другими членами его будущей замещающей семьи, а также встречи с родителями
Изучать отношение ребенка к родителю (родственнику) и фиксировать информацию
Консультировать родителей (законных представителей) по психолого-педагогическим проблемам адаптации, воспитания, социализации, а также детско-родительским отношениям в замещающих семьях
Оказывать помощь в преодолении или ослаблении у несовершеннолетних отклонений в развитии, эмоциональном состоянии и поведении с целью обеспечить соответствие этих отклонений возрастным нормативам, требованиям социальной среды и их интересам
Оказывать помощь в восстановлении физических, интеллектуальных, социальных и других возможностей несовершеннолетних и их адаптации к окружающей обстановке
Оказывать помощь в оформлении и восстановлении утраченных документов получателей социальных услуг (в том числе фотографирование для документов)
Использовать основные методы, способы и средства отправки, получения, хранения, переработки информации с соблюдением требований к защите информации, информационно-коммуникационные технологии, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети Интернет
Работать с государственными информационными ресурсами, в том числе с использованием СМЭВ, с правовыми информационными системами, с электронными (цифровыми) документами
Вести документацию и служебную переписку в соответствии с требованиями нормативных правовых актов
Необходимые знания
Основные направления государственной социальной и семейной политики, а также политики в области защиты прав и законных интересов детей
Нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере социального обслуживания, социальной защиты населения, семейного законодательства, законодательства, связанного с защитой прав и законных интересов детей, антикоррупционное законодательство, правовые основы защиты информации в объеме, необходимом для исполнения должностных обязанностей
Нормативные правовые акты по вопросам комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов в Российской Федерации
Требования к соблюдению конфиденциальности личной информации, хранению и использованию персональных данных граждан, обратившихся за получением социальных услуг, мер социальной поддержки и государственной помощи
Основы национальных, религиозных и региональных особенностей быта и семейного воспитания, народных традиций, организации досуга
Основы психологии в объеме, необходимом для выполнения трудовой функции
Технология социальной работы с семьей с детьми
Инфраструктура предоставления социальных услуг в муниципальном образовании, ресурсы местного сообщества
Гендерная педагогика и психология
Технология и организация воспитательных практик
Технология работы с различными категориями детей
Основы взаимодействия с лицами с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью в социальной и профессиональной сферах
Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей
Этические основы социальной работы и социально-педагогической деятельности
Порядок оказания помощи в оформлении и восстановлении утраченных документов получателей социальных услуг (в том числе фотографирование для документов)
Требования охраны труда, жизни и здоровья детей; санитарно-гигиенические требования к организации работы с детьми
Современные и перспективные технологии в области ведения информационных ресурсов, методы и способы анализа информации
Принципы работы и возможности программного обеспечения баз данных, содержащих сведения о получателях государственных услуг
Способы, средства и порядок межведомственного взаимодействия и взаимодействия с детьми и семьями при социальном сопровождении
Правила межличностного общения, этики делового общения и межкультурной коммуникации, особенности общения с инвалидами
Правила и порядок ведения делопроизводства и ЭДО, порядок и сроки предоставления отчетности
Другие характеристики
-

3.3. Обобщенная трудовая функция

Наименование Управление деятельностью по предоставлению социальных услуг и оказанию социальной помощи гражданам, семьям, семьям с детьми Код C Уровень квалификации 7
Происхождение обобщенной трудовой функции Оригинал Заимствовано из оригинала
Код оригинала Регистрационный номер профессионального стандарта
Возможные наименования должностей Руководитель отделения социальной организации
Руководитель структурного подразделения социальной организации
Требования к образованию и обучению Высшее образование
или
Высшее образование (непрофильное) и дополнительное профессиональное образование – программы профессиональной переподготовки по профилю профессиональной деятельности
Требования к опыту практической работы Не менее трех лет в сфере социальной защиты и социального обслуживания либо в сфере образования
Особые условия допуска к работе К трудовой деятельности с участием несовершеннолетних не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, а равно и подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации
Прохождение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров
Другие характеристики Рекомендуется дополнительное профессиональное образование – программы повышения квалификации не реже одного раза в три года

Дополнительные характеристики

Наименование документа Код Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности
ОКЗ 1344 Руководители служб в сфере социального обеспечения
ЕКС3 - Руководитель подразделения
- Начальник отдела
ОКПДТР4 24692 Начальник отдела (на предприятиях социально-бытового обслуживания населения)
26166 Руководитель педагогических программ
ОКСО5 5.39.03.02 Социальная работа
6.44.00.00 Образование и педагогические науки

3.3.1. Трудовая функция

Наименование Организация деятельности подразделения по работе с гражданами, семьями, семьями с детьми Код C/01.7 Уровень (подуровень) квалификации 7
Происхождение трудовой функции Оригинал Заимствовано из оригинала
Код оригинала Регистрационный номер профессионального стандарта
 
Трудовые действия
Планирование деятельности отделения специалистов, оказывающих услуги семье
Определение полномочий и распределение задач по выполнению планов между подразделениями или работниками и установление взаимосвязи между ними
Координация деятельности отделения специалистов, оказывающих услуги семье, и межведомственной команды по оказанию различных видов помощи семьям и социальному сопровождению
Мониторинг деятельности специалистов, оказывающих услуги семье
Организация разработки положений о подразделениях и отделах, должностных инструкций работников
Консультирование специалистов подразделения по различным вопросам, связанным с оказанием помощи семье и детям
Подготовка предложений вышестоящему руководству по профессиональному развитию работников в области оказания социальных услуг семьям и прохождению независимой оценки квалификации
Проведение мероприятий, направленных на достижение подразделением ключевых показателей эффективности деятельности, а также на снижение причин и условий, способствующих сиротству, безнадзорности, беспризорности
Проведение семинаров, совещаний с работниками подразделений по вопросам оказания социальных услуг семьям, сопровождению семей и реализации региональных программ в сфере защиты и поддержки семьи и детства
Разработка предложений по формированию, реализации и финансовому обеспечению региональных программ в сфере защиты и поддержки семьи и детства
Подготовка предложений по оптимизации структуры подразделения исходя из совершенствования технологических процессов оказания социальных услуг семьям
Проведение совместных мероприятий с субъектами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, иными заинтересованными ведомствами и общественными структурами
Организация работы по систематизации и анализу информации, статистических данных, отчетных и справочных материалов по вопросам, связанным с оказанием помощи семье и детям, профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Создание безопасных условий труда для работников подразделений и организация специальной оценки условий труда и рабочего места
Организация работы по ведению баз данных лиц, получивших социальные услуги; по эксплуатации программно-технических комплексов, обеспечивающих процесс предоставления социальных услуг
Подготовка предложений для включения в планы реализации принятых решений по перспективному развитию информационных ресурсов, цифровых технологий, содержащих сведения о семьях, получивших социальные услуги
Подготовка заключений и отзывов на поступающие в подразделения проекты нормативных правовых актов по вопросам, связанным с оказанием помощи семье и детям, профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Разработка предложений по реализации нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам, связанным с оказанием помощи семье и детям, профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Проведение мероприятий по укомплектованию подразделения необходимыми кадрами, формирование кадрового резерва для оперативного замещения вакансий
Прием граждан и юридических лиц, в том числе посредством телефонной связи и электронных средств коммуникации
Необходимые умения
Планировать, координировать деятельность специалистов по обеспечению социальной, психологической, правовой защищенности семей с детьми
Осуществлять управленческую деятельность, принимать управленческие решения и оценивать риски, связанные с их реализацией
Оценивать степень исполнения планов и эффективность использования ресурсов
Систематизировать и анализировать правовую, организационную и технологическую информацию о вопросах, связанных с оказанием помощи семье и детям, профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, связанных с оказанием государственных услуг в сфере занятости населения
Определять цели, задачи, обязанности и трудовые действия сотрудников подразделения
Осуществлять координацию деятельности работы различных учреждений, участвующих в комплексном сопровождении семей с детьми, с учетом индивидуального проблемного профиля семьи (функция медиатора)
Внедрять систему и технологии наставничества и супервизии в профессиональной среде
Разрабатывать проекты организационных и распорядительных документов по персоналу
Вести деловые переговоры и взаимодействовать с органами исполнительной власти и местного самоуправления
Применять в работе информационно-коммуникационные технологии, работать в специализированных программно-технических комплексах с соблюдением требований к защите информации
Разрабатывать антикоррупционную политику организации и внедрять меры по предотвращению коррупции
Работать с правовыми информационными системами, с электронными (цифровыми) документами, в том числе с использованием СМЭВ
Необходимые знания
Основные направления государственной социальной и семейной политики
Нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере социального обслуживания, социальной защиты населения, правовые основы защиты информации в объеме, необходимом для исполнения должностных обязанностей
Нормативные правовые акты по вопросам комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов в Российской Федерации
Законы, подзаконные акты и иные нормативные правовые акты, регламентирующие жизнедеятельность семей (в том числе замещающих), включая семейное, гражданское, трудовое право
Цели, задачи, обязанности и трудовые действия сотрудников подразделения
Основы управления персоналом
Требования к соблюдению конфиденциальности личной информации, хранению и использованию персональных данных граждан, обратившихся за получением социальных услуг, мер социальной поддержки и государственной помощи
Основы национальных, религиозных и региональных особенностей быта и семейного воспитания, народных традиций, организации досуга
Основы психологии в объеме, необходимом для выполнения трудовой функции
Технология социальной работы с семьей с детьми
Инфраструктура предоставления социальных услуг в муниципальном образовании, ресурсы местного сообщества
Этические основы социальной работы с семьей с детьми
Технологии социального проектирования в социальной работе
Правила межличностного общения, этики делового общения и межкультурной коммуникации
Принципы работы и возможности информационных ресурсов, содержащих сведения о получателях социальных услуг
Способы, средства и порядок межведомственного взаимодействия при оказании социальных услуг
Правила и порядок ведения делопроизводства и ЭДО, порядок и сроки предоставления отчетности
Другие характеристики
-

3.3.2. Трудовая функция

Наименование Управление деятельностью и контроль деятельности подразделения по работе с гражданами, семьями, семьями с детьми Код C/02.7 Уровень (подуровень) квалификации 7
Происхождение трудовой функции Оригинал Заимствовано из оригинала
Код оригинала Регистрационный номер профессионального стандарта
 
Трудовые действия
Контроль деятельности по предоставлению социального сопровождения несовершеннолетних, семей с детьми, социальных услуг семьям
Формирование системы наставничества, организация и контроль работы по адаптации персонала на рабочем месте
Контроль исполнения работниками подразделения их должностных обязанностей, исполнения документов по качеству и срокам
Оценка деятельности подразделения по организации доступности социальных услуг семьям, количества и качества оказанных услуг
Контроль соблюдения работниками кодекса этики и служебного поведения, мероприятий по защите персональных данных
Контроль соблюдения работниками правил внутреннего трудового распорядка, требований охраны труда и пожарной безопасности
Организация мобилизационной подготовки подразделения, мероприятий антитеррористической направленности, выполнения требований гражданской обороны, к предотвращению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций
Проведение мероприятий, направленных на предотвращение коррупционных рисков
Контроль своевременного и полного рассмотрения устных и письменных обращений граждан и юридических лиц, принятия по ним решений и направления заявителям ответов в установленные сроки и по установленной форме
Необходимые умения
Разрабатывать и принимать управленческие решения по вопросам организации текущего управления процессами оказания социальных услуг семьям, обосновывать их последствия
Находить способы достижения цели по отношению к изменяющимся условиям деятельности, планировать и формулировать предполагаемые результаты, сроки, ресурсы
Систематизировать и анализировать правовую, организационную и технологическую информацию, связанную с оказанием социальных услуг семьям
Контролировать расход бюджетных средств, выделенных на оказание социальных услуг семьям
Оценивать индивидуальный вклад работников подразделения в достижение общих целей
Осуществлять контроль соблюдения стандартов предоставления социальных услуг
Использовать прогрессивные формы и методы работы, передовой опыт в области оказания социальных услуг семьям
Вести деловые переговоры и пользоваться приемами публичных выступлений
Поддерживать корпоративную и организационную культуру подразделения
Анализировать результаты предоставления услуг в виде качественных и количественных данных, в том числе в электронном виде
Создавать и сопровождать сетевые сообщества с целью просвещения, консультирования и сопровождения семей с детьми, обмена конструктивным опытом
Выявлять и предотвращать ситуации возникновения личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов и коррупционным действиям
Применять в работе информационно-коммуникационные технологии, работать в специализированных программно-технических комплексах с соблюдением требований к защите информации
Работать с базами данных и государственными информационными ресурсами
Применять в работе прикладные программы для локальных сетей и информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», системы онлайн-консультирования
Работать с правовыми информационными системами, с электронными (цифровыми) документами, в том числе с использованием СМЭВ
Использовать в работе программные продукты для создания и обработки типовых видов электронных документов
Вести документацию и служебную переписку в соответствии с требованиями нормативных правовых актов
Необходимые знания
Основные направления государственной социальной и семейной политики
Нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере социального обслуживания и социальной защиты населения в объеме, необходимом для исполнения должностных обязанностей
Нормативные правовые акты по вопросам комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов в Российской Федерации
Законы, подзаконные акты и иные нормативные правовые акты, регламентирующие жизнедеятельность семей (в том числе замещающих), включая семейное, гражданское, трудовое право
Цели, задачи, обязанности и трудовые действия сотрудников подразделения
Основы управления персоналом
Требования к соблюдению конфиденциальности личной информации, хранению и использованию персональных данных граждан, обратившихся за получением социальных услуг, мер социальной поддержки и государственной помощи
Основы национальных и региональных особенностей быта и семейного воспитания, народных традиций, организации досуга
Основы психологии в объеме, необходимом для выполнения трудовой функции
Технология социальной работы с семьей с детьми
Инфраструктура предоставления социальных услуг в муниципальном образовании, ресурсы местного сообщества
Этические основы социальной работы
Правила межличностного общения, этики делового общения и межкультурной коммуникации
Принципы работы и возможности информационных ресурсов, содержащих сведения о получателях социальных услуг
Способы, средства и порядок межведомственного взаимодействия при оказании социальных услуг
Нормативные правовые акты в области противодействия коррупции
Требования охраны труда и пожарной безопасности
Основы документоведения, требования к отчетности, порядку и срокам ее предоставления в рамках своей компетенции
Другие характеристики
-

IV. Сведения об организациях – разработчиках профессионального стандарта

4.1. Ответственная организация-разработчик

ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», город Москва
Ректор Лубков Алексей Владимирович

4.2. Наименования организаций-разработчиков

1 БУ Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Ресурсный центр развития социального обслуживания», город Сургут, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
2 БФ «Арифметика добра», город Москва
3 ГБУ «Кризисный центр помощи женщинам и детям» ДТСЗН, город Москва
4 Совет по профессиональным квалификациям в сфере безопасности труда, социальной защиты и занятости населения, город Москва
5 ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет», город Москва
6 ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России, город Москва

  1. Общероссийский классификатор занятий.
  2. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.
  3. Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих.
  4. Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов.
  5. Общероссийский классификатор специальностей по образованию.