-
Профстандарты 2023
-
04 Культура, искусство
- Специалист по визуализации в анимационном кино
УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства
труда и социальной защиты
Российской Федерации
от
25.12.2018
№
842н
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТСпециалист по визуализации в анимационном кино
1237
Регистрационный номер
I. Общие сведения
II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)
Обобщенные трудовые функции
|
Трудовые функции
|
код
|
наименование
|
уровень квалификации
|
наименование
|
код
|
уровень (подуровень) квалификации
|
A |
Настройка освещения в трехмерных компьютерных сценах анимационного кино |
5 |
Настройка освещения в трехмерных компьютерных сценах анимационного кино на основе мастер-сцен |
A/01.5 |
5 |
Организация и контроль качества работ по настройке освещения в трехмерных компьютерных сценах анимационного кино |
A/02.5 |
5 |
B |
Визуализация трехмерных компьютерных сцен анимационного кино |
6 |
Организация и контроль качества работ по поточной визуализации трехмерных компьютерных сцен анимационного кино |
B/01.5 |
5 |
Разработка методов, алгоритмов и создание подпрограмм для повышения качества, скорости и стабильности поточной визуализации трехмерных компьютерных сцен анимационного кино |
B/02.6 |
6 |
C |
Компоновка и финальная постобработка результатов визуализации трехмерных компьютерных сцен анимационного кино |
6 |
Выполнение компоновки и финальной постобработки результатов визуализации трехмерных компьютерных сцен анимационного кино на основе мастер-сцен |
C/01.5 |
5 |
Организация и контроль качества работ по компоновке и финальной постобработке результатов визуализации трехмерных компьютерных сцен анимационного кино |
C/02.6 |
6 |
III. Характеристика обобщенных трудовых функций
3.1. Обобщенная трудовая функция
Наименование |
Настройка освещения в трехмерных компьютерных сценах анимационного кино |
Код |
A |
Уровень квалификации |
5 |
Происхождение обобщенной трудовой функции |
Оригинал |
|
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Возможные наименования должностей |
Художник по свету |
Специалист по освещению |
Руководитель отдела освещения |
Требования к образованию и обучению |
Среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов среднего звена |
или |
Среднее профессиональное образование (непрофильное) - программы подготовки специалистов среднего звена |
Требования к опыту практической работы |
Не менее одного года в области настройки освещения трехмерных компьютерных сцен на производстве анимационного кино при профильном образовании |
Не менее двух лет в области настройки освещения трехмерных компьютерных сцен на производстве анимационного кино при непрофильном образовании |
Особые условия допуска к работе |
- |
Другие характеристики |
Рекомендуется дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации по профилю деятельности |
Дополнительные характеристики
3.1.1. Трудовая функция
Наименование |
Настройка освещения в трехмерных компьютерных сценах анимационного кино на основе мастер-сцен |
Код |
A/01.5 |
Уровень (подуровень) квалификации |
5 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
|
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
|
|
Трудовые действия |
Создание, размещение и настройка параметров источников света в трехмерной компьютерной сцене анимационного кино |
Разделение визуализируемого рабочего материала на рендер-слои |
Задание проходов визуализации для каждого рендер-слоя |
Настройка и корректировка шейдеров, определяющих оптические свойства объектов трехмерных сцен анимационного кино |
Настройка параметров визуализации в соответствии с требованиями технологического процесса |
Визуализация, предварительная компоновка и цветокоррекция отдельных ключевых кадров трехмерных компьютерных сцен анимационного кино |
Отправка трехмерных компьютерных сцен анимационного кино на поточную визуализацию на рендер-сервер |
|
Необходимые умения |
Использовать компьютерные программы для выполнения задач по настройке освещения, корректировке шейдеров и визуализации трехмерных компьютерных сцен анимационного кино |
Использовать компьютерные программы для композитинга с целью осуществления деятельности, связанной с настройкой освещения в трехмерных компьютерных сценах анимационного кино |
Использовать компьютерные программы для взаимодействия с рендер-сервером |
Использовать цветовые экспликации и мастер-сцены для настройки освещения в трехмерных компьютерных сценах анимационного кино |
Использовать фото- и кинематографические методы и приемы для постановки света в трехмерных компьютерных сценах анимационного кино |
|
Необходимые знания |
Основы компьютерной графики |
Программное обеспечение для трехмерной визуализации |
Программное обеспечение для композитинга |
Программное обеспечение для взаимодействия с рендер-сервером |
Теория цвета |
Психологическое воздействие цвета |
Основные схемы освещения |
Физика распространения света, оптика |
Методы и алгоритмы визуализации трехмерных сцен |
Профессиональная терминология в сфере визуализации трехмерных компьютерных сцен анимационного кино |
|
Другие характеристики |
|
3.1.2. Трудовая функция
Наименование |
Организация и контроль качества работ по настройке освещения в трехмерных компьютерных сценах анимационного кино |
Код |
A/02.5 |
Уровень (подуровень) квалификации |
5 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
|
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
|
|
Трудовые действия |
Настройка освещения в эталонных сценах (мастер-сценах) в соответствии с художественным эскизом (экспликацией) |
Создание и корректировка шейдеров, определяющих оптические свойства объектов трехмерных сцен |
Осуществление технологического контроля рабочих материалов и файлов, поступающих для настройки освещения в трехмерных компьютерных сценах анимационного кино |
Настройка параметров визуализации в соответствии с требованиями технологического процесса |
Отправка трехмерных сцен на поточную визуализацию на рендер-сервер |
Взаимодействие с художественным отделом по вопросам реализации художественных эскизов освещения и цветовых экспликаций в трехмерных компьютерных сценах анимационного кино |
Взаимодействие с технологами и руководителями смежных отделов по вопросам приемки-передачи рабочих материалов и файлов |
Составление рабочей документации производственного процесса по настройке освещения в трехмерных компьютерных сценах анимационного кино |
Распределение задач по постановке света в трехмерных компьютерных сценах анимационного кино внутри отдела освещения |
Контроль соблюдения цветовой экспликации и ее технической реализации персоналом отдела освещения |
Организация процесса утверждения задач по постановке света в трехмерных компьютерных сценах анимационного кино внутри отдела освещения |
|
Необходимые умения |
Использовать компьютерные программы для выполнения задач по настройке освещения, созданию и корректировке шейдеров и визуализации трехмерных компьютерных сцен анимационного кино |
Использовать компьютерные программы для композитинга с целью осуществления деятельности, связанной с настройкой освещения в трехмерных компьютерных сценах анимационного кино |
Использовать компьютерные программы для взаимодействия с рендер-сервером |
Использовать компьютерные программы для организации производства анимационного кино и управления им |
Использовать фото- и кинематографические методы и приемы для постановки света в трехмерных компьютерных сценах анимационного кино |
Организовывать и контролировать процесс распределения, выполнения и утверждения задач по постановке света в трехмерных компьютерных сценах внутри отдела освещения |
|
Необходимые знания |
Основы компьютерной графики |
Программное обеспечение для трехмерной визуализации |
Программное обеспечение для композитинга |
Программное обеспечение для компьютерного рисования |
Программное обеспечение для организации производства и управления им |
Программное обеспечение для взаимодействия с рендер-сервером |
Теория цвета |
Психологическое воздействие цвета |
Основные схемы освещения |
Физика распространения света, оптика |
Методы и алгоритмы визуализации трехмерных сцен |
Профессиональная терминология в сфере визуализации трехмерных компьютерных сцен |
Нормы этики делового общения |
Особенности и взаимосвязь этапов производства анимационного кино |
|
Другие характеристики |
|
3.2. Обобщенная трудовая функция
Наименование |
Визуализация трехмерных компьютерных сцен анимационного кино |
Код |
B |
Уровень квалификации |
6 |
Происхождение обобщенной трудовой функции |
Оригинал |
|
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Возможные наименования должностей |
Специалист по трехмерной визуализации |
Специалист по рендерингу |
Руководитель отдела рендеринга (визуализации) |
Требования к образованию и обучению |
Среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов среднего звена |
или |
Среднее профессиональное образование (непрофильное) - программы подготовки специалистов среднего звена |
Высшее образование - бакалавриат |
Требования к опыту практической работы |
Не менее трех лет в области визуализации трехмерных компьютерных сцен анимационного кино при непрофильном среднем профессиональном образовании |
Не менее двух лет в области визуализации трехмерных компьютерных сцен анимационного кино при профильном среднем профессиональном образовании |
Не менее года в области визуализации трехмерных компьютерных сцен анимационного кино при наличии высшего образования |
Особые условия допуска к работе |
- |
Другие характеристики |
Рекомендуется дополнительное профессиональное образование -программы повышения квалификации по профилю деятельности |
Дополнительные характеристики
3.2.1. Трудовая функция
Наименование |
Организация и контроль качества работ по поточной визуализации трехмерных компьютерных сцен анимационного кино |
Код |
B/01.5 |
Уровень (подуровень) квалификации |
5 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
|
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
|
|
Трудовые действия |
Отправка трехмерных компьютерных сцен анимационного кино на поточную визуализацию на рендер-сервер |
Технологический контроль поступающих с рендер-сервера результатов визуализации трехмерных компьютерных сцен анимационного кино |
Тестирование и оптимизация технических параметров шейдеров, источников света и других компонентов трехмерных компьютерных сцен анимационного кино |
Создание и корректировка шейдеров, определяющих оптические свойства объектов трехмерных компьютерных сцен анимационного кино |
Выявление и исправление системных и случайных ошибок визуализации трехмерных компьютерных сцен анимационного кино, бракованных рабочих материалов и файлов |
Осуществление контроля непрерывности и оптимальности загрузки рендер-сервера |
Осуществление программно-технической поддержки и обеспечение необходимой функциональности подпрограмм отправки трехмерных компьютерных сцен анимационного кино на поточную визуализацию на рендер-сервер |
Взаимодействие с художественным отделом по вопросам соответствия результатов визуализации художественным стандартам производственного процесса |
Взаимодействие с технологами и руководителями смежных отделов по вопросам приемки-передачи рабочих материалов и файлов, используемых в процессе поточной визуализации трехмерных компьютерных сцен анимационного кино |
Составление рабочей документации, связанной с осуществлением процесса поточной визуализации трехмерных компьютерных сцен анимационного кино |
|
Необходимые умения |
Использовать компьютерные программы для выполнения задач по настройке освещения, созданию и настройке шейдеров и визуализации трехмерных компьютерных сцен анимационного кино |
Использовать компьютерные программы для композитинга |
Использовать компьютерные программы для взаимодействия с рендер-сервером |
Использовать компьютерные программы для организации производства анимационного кино и управления им |
Находить оптимальный баланс качества и скорости визуализации трехмерных компьютерных сцен анимационного кино |
Выявлять несоответствия технологическим требованиям и брак в поступающих на визуализацию трехмерных компьютерных сценах анимационного кино |
|
Необходимые знания |
Основы компьютерной графики |
Программное обеспечение для трехмерной визуализации |
Программное обеспечение для композитинга |
Программное обеспечение для взаимодействия с рендер-сервером |
Программное обеспечение для организации производства анимационного кино и управления им |
Теория цвета |
Основные схемы освещения |
Физика распространения света, оптика |
Методы и математические алгоритмы, лежащие в основе различных технологий визуализации |
Профессиональная терминология в сфере визуализации трехмерных сцен анимационного кино |
Принципы работы с многослойными цифровыми изображениями |
Форматы графических файлов и их основные параметры |
Нормы этики делового общения |
Технический английский язык в области производства компьютерной графики |
Особенности и взаимосвязь этапов производства анимационного кино |
|
Другие характеристики |
|
3.2.2. Трудовая функция
Наименование |
Разработка методов, алгоритмов и создание подпрограмм для повышения качества, скорости и стабильности поточной визуализации трехмерных компьютерных сцен анимационного кино |
Код |
B/02.6 |
Уровень (подуровень) квалификации |
6 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
|
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
|
|
Трудовые действия |
Разработка методов и реализация процесса непрерывной передачи данных из других производственных отделов в отдел визуализации в соответствии с технологическими требованиями производственного процесса |
Разработка методов и реализация процесса непрерывной передачи данных из отдела визуализации в отдел композитинга в соответствии с технологическими требованиями производственного процесса |
Написание, отладка и внедрение специализированных подпрограмм для оптимизации производственного процесса поточной визуализации компьютерных сцен анимационного кино |
Технологический контроль оптимизации рабочих материалов и файлов, поступающих на визуализацию трехмерных компьютерных сцен анимационного кино |
Решение нестандартных производственных задач, связанных с визуализацией трехмерных компьютерных сцен анимационного кино |
Взаимодействие с техническими специалистами по вопросам разработки методов оптимизации производства и технологических схем производственного процесса |
Составление рабочей документации, связанной с осуществлением процесса поточной визуализации трехмерных компьютерных сцен и оптимизацией производства анимационного кино |
|
Необходимые умения |
Использовать компьютерные программы для выполнения задач по настройке освещения, созданию и корректировке шейдеров и визуализации трехмерных компьютерных сцен |
Использовать компьютерные программы для выполнения задач по прикладному программированию в компьютерной графике |
Использовать компьютерные программы для композитинга |
Использовать компьютерные программы для организации производства анимационного кино и управления им |
Использовать компьютерные программы для взаимодействия с рендер-сервером |
Выявлять несоответствия технологическим требованиям и брак в поступающих на визуализацию трехмерных компьютерных сценах анимационного кино |
|
Необходимые знания |
Основы компьютерной графики |
Программное обеспечение для трехмерной визуализации |
Программное обеспечение для композитинга |
Программное обеспечение для взаимодействия с рендер-сервером |
Программное обеспечение для организации производства и управления им |
Языки программирования и способы их практического применения для оптимизации производственного процесса создания анимационного кино |
Теория цвета |
Цифровой цветовой круг |
Физика распространения света, оптика |
Профессиональная терминология в сфере визуализации трехмерных сцен |
Методы и математические алгоритмы, лежащие в основе технологий визуализации |
Практические способы и приемы оптимизации процесса поточной визуализации |
Принципы работы с многослойными цифровыми изображениями |
Форматы графических файлов и их основные параметры |
Виды цветовых пространств и особенности работы в них |
Методы и математические алгоритмы, лежащие в основе технологий наложения и смешивания графических файлов |
Нормы этики делового общения |
Технический английский язык в области производства компьютерной графики |
Особенности и взаимосвязь этапов производства анимационного кино |
|
Другие характеристики |
|
3.3. Обобщенная трудовая функция
Наименование |
Компоновка и финальная постобработка результатов визуализации трехмерных компьютерных сцен анимационного кино |
Код |
C |
Уровень квалификации |
6 |
Происхождение обобщенной трудовой функции |
Оригинал |
|
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Возможные наименования должностей |
Компоузер |
Специалист по композитингу |
Руководитель отдела композитинга |
Требования к образованию и обучению |
Среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов среднего звена |
или |
Среднее профессиональное образование (непрофильное) - программы подготовки специалистов среднего звена |
Требования к опыту практической работы |
Не менее двух лет в области компоновки и финальной постобработки результатов визуализации на производстве анимационного кино при непрофильном образовании |
Не менее года в области компоновки и финальной постобработки результатов визуализации на производстве анимационного кино при профильном образовании |
Особые условия допуска к работе |
- |
Другие характеристики |
Рекомендуется дополнительное профессиональное образование -программы повышения квалификации по профилю деятельности |
Дополнительные характеристики
3.3.1. Трудовая функция
Наименование |
Выполнение компоновки и финальной постобработки результатов визуализации трехмерных компьютерных сцен анимационного кино на основе мастер-сцен |
Код |
C/01.5 |
Уровень (подуровень) квалификации |
5 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
|
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
|
|
Трудовые действия |
Компоновка и цветокоррекция результатов визуализации трехмерных компьютерных сцен анимационного кино в программе для композитинга в соответствии с художественными эскизами и экспликациями на основе мастер-сцен |
Исправление ошибок визуализации трехмерных компьютерных сцен анимационного кино средствами программ для композитинга |
Добавление анимации и специальных визуальных эффектов к результатам визуализации трехмерных компьютерных сцен анимационного кино |
Настройка и корректировка стереопараметров результатов визуализации трехмерных компьютерных сцен анимационного кино |
Создание специальных визуальных эффектов с помощью программ для композитинга и интеграция их в рабочую сцену по компоновке и постобработке результатов визуализации трехмерных компьютерных сцен анимационного кино |
Генерация (рендеринг) финального результата компоновки и постобработки результатов визуализации трехмерных компьютерных сцен анимационного кино в виде последовательностей графических файлов (или видеофайла) в соответствии с технологическими требованиями производственного процесса |
|
Необходимые умения |
Использовать компьютерные программы для выполнения задач композитинга |
Использовать компьютерные программы для взаимодействия с рендер-сервером |
Использовать компьютерные программы для организации производства анимационного кино и управления им |
Использовать художественные эскизы и цветовые экспликации для компоновки и финальной постобработки результатов визуализации трехмерных компьютерных сцен анимационного кино |
Реализовывать и выдерживать цветовые решения, задаваемые в мастер-сценах |
|
Необходимые знания |
Основы компьютерной графики |
Программное обеспечение для композитинга |
Программное обеспечение для взаимодействия с рендер-сервером |
Теория цвета |
Основы анимации |
Основы построения композиции кадра |
Профессиональная терминология в сфере визуализации трехмерных сцен |
Принципы работы с многослойными цифровыми изображениями |
Форматы графических файлов и видеофайлов и их основные параметры |
Виды цветовых пространств и особенности работы в них |
|
Другие характеристики |
|
3.3.2. Трудовая функция
Наименование |
Организация и контроль качества работ по компоновке и финальной постобработке результатов визуализации трехмерных компьютерных сцен анимационного кино |
Код |
C/02.6 |
Уровень (подуровень) квалификации |
6 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
|
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
|
|
Трудовые действия |
Контроль поступающих в отдел компоновки и постобработки результатов визуализации трехмерных компьютерных сцен анимационного кино на предмет их соответствия технологическим и художественным требованиям производственного процесса |
Настройка параметров компоновки и постобработки результатов визуализации эталонных (мастер-сцен) сцен анимационного кино в соответствии с художественными эскизами и цветовой экспликацией |
Контроль получаемых в ходе компоновки и финальной постобработки последовательностей графических файлов на предмет их соответствия технологическим и художественным требованиям производственного процесса |
Взаимодействие с художественным отделом по вопросам соответствия результатов компоновки и финальной постобработки результатов визуализации трехмерных компьютерных сцен анимационного кино художественным стандартам проекта |
Взаимодействие с техническими специалистами по вопросам соответствия результатов компоновки и финальной постобработки результатов визуализации трехмерных компьютерных сцен анимационного кино технологическим стандартам проекта |
Взаимодействие с технологами и руководителями смежных отделов по вопросам приемки-передачи рабочих материалов и файлов |
Составление рабочей документации, связанной с осуществлением процесса компоновки и постобработки результатов визуализации трехмерных компьютерных сцен анимационного кино |
Сборка мастер-версий проектов из финализированных последовательностей графических файлов в соответствии с монтажом и подготовка материала к финальной цветокоррекции |
Разработка методов и отладка подпрограмм для оптимизации производственного процесса компоновки и постобработки результатов визуализации трехмерных компьютерных сцен анимационного кино |
Распределение задач по компоновке и постобработке результатов визуализации трехмерных компьютерных сцен анимационного кино внутри отдела композитинга |
Организация процесса утверждения задач по компоновке и постобработке результатов визуализации трехмерных компьютерных сцен анимационного кино внутри отдела композитинга |
|
Необходимые умения |
Использовать компьютерные программы для выполнения задач по композитингу |
Использовать компьютерные программы для выполнения задач по визуализации с целью осуществления деятельности, связанной с компоновкой и финальной постобработкой результатов визуализации трехмерных компьютерных сцен анимационного кино |
Использовать компьютерные программы для видеомонтажа с целью осуществления деятельности, связанной с компоновкой и постобработкой результатов визуализации трехмерных компьютерных сцен анимационного кино |
Использовать компьютерные программы для взаимодействия с рендер-сервером |
Использовать компьютерные программы для выполнения задач по прикладному программированию в композитинге |
Использовать компьютерные программы для организации производства анимационного кино и управления им |
Организовывать и осуществлять контроль процесса распределения, выполнения и утверждения задач внутри отдела композитинга |
|
Необходимые знания |
Основы компьютерной графики |
Программное обеспечение для композитинга |
Программное обеспечение для визуализации трехмерных компьютерных сцен |
Программное обеспечение для видеомонтажа |
Программное обеспечение для взаимодействия с рендер-сервером |
Программное обеспечение для организации производства анимационного кино и управления им |
Профессиональная терминология в сфере визуализации трехмерных сцен |
Теория цвета |
Основы анимации |
Основы построения композиции кадра |
Принципы работы с многослойными цифровыми изображениями |
Форматы графических и видеофайлов и их основные параметры |
Методы и математические алгоритмы, лежащие в основе различных технологий наложения и смешивания графических файлов |
Виды цветовых пространств и особенности работы в них |
Технические принципы работы кинокамеры |
Методы и математические алгоритмы, лежащие в основе различных технологий визуализации |
Нормы этики делового общения |
Технический английский язык в области производства компьютерной графики |
Особенности и взаимосвязь этапов производства анимационного кино |
|
Другие характеристики |
|
IV. Сведения об организациях – разработчиках профессионального стандарта
4.1. Ответственная организация-разработчик
Ассоциация организаций индустрии анимационного кино, город Москва |
Исполнительный директор |
Мастусова Ирина Геннадьевна |
4.2. Наименования организаций-разработчиков
1 |
ООО «Альянс Анимейшн», город Москва |
2 |
ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России, город Москва |
-
↑Общероссийский классификатор занятий.
-
↑Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.
-
↑Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих.
-
↑Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов.
-
↑Общероссийский классификатор специальностей по образованию.