-
Профстандарты 2023
-
04 Культура, искусство
- Специалист по созданию визуальных эффектов в анимационном кино и компьютерной графике
УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства
труда и социальной защиты
Российской Федерации
от
31.07.2020
№
457н
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТСпециалист по созданию визуальных эффектов в анимационном кино и компьютерной графике
1327
Регистрационный номер
I. Общие сведения
II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)
Обобщенные трудовые функции
|
Трудовые функции
|
код
|
наименование
|
уровень квалификации
|
наименование
|
код
|
уровень (подуровень) квалификации
|
A |
Создание визуальных эффектов в анимационном кино и компьютерной графике |
5 |
Разработка художественно-технических решений для создания визуальных эффектов в анимационном кино и компьютерной графике |
A/01.5 |
5 |
Реализация художественно-технических решений по созданию визуальных эффектов в анимационном кино и компьютерной графике |
A/02.5 |
5 |
B |
Организация и контроль деятельности по созданию визуальных эффектов в анимационном кино и компьютерной графике |
6 |
Организация деятельности специалистов по созданию визуальных эффектов в анимационном кино и компьютерной графике |
B/01.6 |
6 |
Контроль и координация деятельности специалистов по созданию визуальных эффектов в анимационном кино и компьютерной графике |
B/02.6 |
6 |
C |
Управление деятельностью сотрудников подразделения по созданию визуальных эффектов в анимационном кино и компьютерной графике |
6 |
Оценка и планирование деятельности сотрудников подразделения по созданию визуальных эффектов в анимационном кино и компьютерной графике |
C/01.6 |
6 |
Организация и контроль трудовой деятельности сотрудников подразделения по созданию визуальных эффектов в анимационном кино и компьютерной графике |
C/02.6 |
6 |
III. Характеристика обобщенных трудовых функций
3.1. Обобщенная трудовая функция
Наименование |
Создание визуальных эффектов в анимационном кино и компьютерной графике |
Код |
A |
Уровень квалификации |
5 |
Происхождение обобщенной трудовой функции |
Оригинал |
|
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Возможные наименования должностей |
Младший специалист по созданию визуальных эффектов в анимационном кино и компьютерной графике |
Специалист по созданию визуальных эффектов в анимационном кино и компьютерной графике |
Старший специалист по созданию визуальных эффектов в анимационном кино и компьютерной графике |
Ведущий специалист по созданию визуальных эффектов в анимационном кино и компьютерной графике |
Младший художник визуальных эффектов |
Художник визуальных эффектов |
Старший художник визуальных эффектов |
Ведущий художник визуальных эффектов |
Требования к образованию и обучению |
Среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов среднего звена и дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации в области компьютерной графики, анимации, разработки компьютерных игр, мультимедиа |
Требования к опыту практической работы |
Для младших специалистов и младших художников опыт работы не требуется |
Для специалистов и художников - не менее одного года в области создания эффектов в анимационном кино и компьютерной графики |
Для старших и ведущих специалистов, старших и ведущих художников - не менее двух лет в области создания эффектов в анимационном кино и компьютерной графике |
Особые условия допуска к работе |
- |
Другие характеристики |
Заключение о возможности занимать должность выдает соответствующая комиссия организации с учетом уровня освоения специалистом навыков, приобретенного опыта и сложности работы, выполняемой по данной должности |
Дополнительные характеристики
3.1.1. Трудовая функция
Наименование |
Разработка художественно-технических решений для создания визуальных эффектов в анимационном кино и компьютерной графике |
Код |
A/01.5 |
Уровень (подуровень) квалификации |
5 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
|
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
|
|
Трудовые действия |
Определение перечня задач по подготовке к разработке художественно-технического решения по созданию визуального эффекта в анимационном кино и компьютерной графике |
Сбор информации, необходимой для разработки художественно-технического решения по созданию визуального эффекта в анимационном кино и компьютерной графике |
Разработка проектов художественно-технических решений по созданию визуальных эффектов в анимационном кино и компьютерной графике |
Оптимизация художественно-технических решений для создания визуальных эффектов в анимационном кино и компьютерной графике |
Адаптация ранее созданных художественно-технических решений для создания визуальных эффектов в анимационном кино и компьютерной графике |
Разработка технической документации и обучающих материалов по работе с реализованными художественно-техническими решениями для создания визуальных эффектов |
Подготовка художественно-технического решения для повторного использования при работе над аналогичными визуальными эффектами в анимационном кино и компьютерной графике |
|
Необходимые умения |
Использовать справочные, технические, научно-популярные и художественные материалы для подготовки к разработке художественно-технического решения в процессе создания визуальных эффектов в анимационном кино и компьютерной графике |
Использовать программное обеспечение для разработки художественно-технического решения в процессе создания визуальных эффектов в анимационном кино и компьютерной графике |
Находить оптимальную комбинацию инструментов и методов разработки и реализации художественно-технического решения в процессе создания визуальных эффектов в анимационном кино и компьютерной графике |
Применять языки программирования и языки написания сценариев для ускорения и стандартизации процесса создания визуальных эффектов в анимационном кино и компьютерной графике |
Использовать специализированный инструментарий, необходимый для оформления документации на разработанное художественно-техническое решение для создания визуальных эффектов в анимационном кино и компьютерной графике |
|
Необходимые знания |
Производственные этапы создания визуальных эффектов в анимационном кино и компьютерной графике |
Технологии создания визуальных эффектов в анимационном кино и компьютерной графике |
Программное обеспечение, используемое для создания визуальных эффектов в анимационном кино и компьютерной графике |
Физические, химические и математические причины возникновения природных явлений |
Математические модели физических, химических и математических процессов возникновения и протекания природных явлений, их аналогов в программной среде |
Основы программирования, используемые для выполнения задач по созданию визуальных эффектов в анимационном кино и компьютерной графике |
Основные методы и алгоритмы визуализации и симуляции трехмерных сцен в анимационном кино и компьютерной графике |
Программное обеспечение для моделирования визуальных эффектов в анимационном кино и компьютерной графике |
Программное обеспечение для визуализации, композитинга и взаимодействия с рендер-сервером |
Технический английский язык на базовом уровне (чтение текстов с профессиональной терминологией в области анимационного кино и компьютерной графики) |
Инструментарий написания технической документации по разработанному визуальному эффекту в анимационном кино и компьютерной графике |
|
Другие характеристики |
|
3.1.2. Трудовая функция
Наименование |
Реализация художественно-технических решений по созданию визуальных эффектов в анимационном кино и компьютерной графике |
Код |
A/02.5 |
Уровень (подуровень) квалификации |
5 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
|
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
|
|
Трудовые действия |
Сбор информации и примеров для реализации художественно- технических решений по созданию визуальных эффектов в анимационном кино и компьютерной графике |
Подготовка проекта визуального эффекта в анимационном кино и компьютерной графике на основе художественно-технического решения |
Настройка параметров визуально-технического решения в соответствии с особенностями выполняемого визуального эффекта и задачей, поставленной руководителем подразделения по созданию визуальных эффектов в анимационном кино и компьютерной графике |
Внесение изменений и дополнений в визуально-техническое решение в соответствии с рекомендациями, поступившими от специалистов, участвующих в производстве визуального эффекта в анимационном кино и компьютерной графике |
Настройка параметров визуализации эффекта в анимационном кино и компьютерной графике |
Визуализация проекта эффекта (рендер) в анимационном кино и компьютерной графике посредством использования специализированного программного обеспечения |
Предварительная сборка элементов визуального эффекта в анимационном кино и компьютерной графике, комбинирование элементов с оригинальным изображением для оценки качества выполненного визуального эффекта |
Подготовка и передача визуального эффекта в подразделение визуализации и/или композитинга |
|
Необходимые умения |
Использовать специализированное программное обеспечение для производства визуальных эффектов в анимационном кино и компьютерной графике |
Применять базовые навыки программирования при написании сценариев и алгоритмов производства визуальных эффектов в анимационном кино и компьютерной графике |
Вносить изменения, дополнения и правки в визуально-техническое решение, необходимые для производства выполняемого визуального эффекта в анимационном кино и компьютерной графике |
Осуществлять визуализацию эффекта (рендер) в анимационном кино и компьютерной графике |
|
Необходимые знания |
Технологии создания визуальных эффектов в анимационном кино и компьютерной графике |
Основы компьютерной графики |
Физические, химические и математические причины возникновения природных явлений |
Математические модели физических, химических и математических процессов возникновения природных явлений, их аналогов в программной среде |
Программное обеспечение, используемое для создания визуальных эффектов в анимационном кино и компьютерной графике |
Принципы написания алгоритмов создания визуальных эффектов в анимационном кино и компьютерной графике |
Основы программирования |
Основные методы и алгоритмы визуализации и симуляции трехмерных сцен в анимационном кино и компьютерной графике |
Программное обеспечение для моделирования визуальных эффектов в анимационном кино и компьютерной графике |
Программное обеспечение для визуализации, композитинга и взаимодействия с рендер-сервером |
Основы композиции, цвета и света |
Технический английский язык на базовом уровне (чтение текстов с профессиональной терминологией в области анимационного кино и компьютерной графики) |
|
Другие характеристики |
|
3.2. Обобщенная трудовая функция
Наименование |
Организация и контроль деятельности по созданию визуальных эффектов в анимационном кино и компьютерной графике |
Код |
B |
Уровень квалификации |
6 |
Происхождение обобщенной трудовой функции |
Оригинал |
|
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Возможные наименования должностей |
Супервайзер отдела по созданию визуальных эффектов в анимационном кино и компьютерной графике |
Требования к образованию и обучению |
Среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов среднего звена и дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации в области компьютерной графики, анимации, разработки компьютерных игр, мультимедиа |
или |
Высшее образование - бакалавриат и дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации в области компьютерной графики, анимации, разработки компьютерных игр, мультимедиа |
Требования к опыту практической работы |
Не менее года в области создания визуальных эффектов в анимационном кино и компьютерной графике при наличии среднего профессионального образования |
Не менее шести месяцев в области создания визуальных эффектов в анимационном кино и компьютерной графике при наличии высшего образования |
Особые условия допуска к работе |
- |
Другие характеристики |
Заключение о возможности занимать должность выдает соответствующая комиссия организации с учетом уровня освоения специалистом навыков, приобретенного опыта и сложности работы, выполняемой по данной должности |
Дополнительные характеристики
3.2.1. Трудовая функция
Наименование |
Организация деятельности специалистов по созданию визуальных эффектов в анимационном кино и компьютерной графике |
Код |
B/01.6 |
Уровень (подуровень) квалификации |
6 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
|
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
|
|
Трудовые действия |
Подбор примеров (референсов) и постановка задач специалистам по работе над визуальным эффектом в анимационном кино и компьютерной графике |
Выбор способов оптимизации работ в рамках отдельных этапов технологической цепочки производства визуального эффекта в анимационном кино и компьютерной графике |
Создание эталонного художественно-технического решения визуального эффекта в анимационном кино и компьютерной графике |
Определение сроков разработки художественно-технического решения для создания визуального эффекта в анимационном кино и компьютерной графике |
Определение сроков создания визуального эффекта в анимационном кино и компьютерной графике в соответствии с творческим замыслом режиссера |
Распределение работ между специалистами, участвующими в создании визуальных эффектов в анимационном кино и компьютерной графике |
Осуществление технической поддержки группы специалистов при разработке визуального эффекта в анимационном кино и компьютерной графике |
Проведение отчетных просмотров и обсуждения результатов работы коллектива специалистов по созданию визуальных эффектов в анимационном кино и компьютерной графике |
Формирование заявок на подбор сотрудников для подразделения по созданию визуальных эффектов в анимационном кино и компьютерной графике |
|
Необходимые умения |
Разрабатывать художественно-технические решения для производства визуального эффекта под конкретную задачу проекта в анимационном кино и компьютерной графике |
Оценивать сроки разработки визуального эффекта в анимационном кино и компьютерной графике |
Оценивать уровень профессиональных знаний, умений и навыков специалистов, участвующих в производстве визуального эффекта в анимационном кино и компьютерной графике |
Выбирать и обосновывать способы оптимизации работ в рамках отдельных этапов технологической цепочки производства визуального эффекта в анимационном кино и компьютерной графике |
Использовать справочные, технические, научно-популярные и художественные материалы для подготовки к разработке художественно-технического решения и постановки задач на создание визуальных эффектов в анимационном кино и компьютерной графике |
Применять инструментарий специализированного программного обеспечения, используемый для разработки художественно-технического решения в процессе создания визуальных эффектов в анимационном кино и компьютерной графике |
Использовать программное обеспечение для разработки художественно-технического решения в процессе создания визуальных эффектов в анимационном кино и компьютерной графике |
Применять языки программирования и языки написания сценариев для ускорения и стандартизации процесса работы создания визуальных эффектов в анимационном кино и компьютерной графике |
Применять специализированный инструментарий, необходимый для оформления документации на разработанное художественно-техническое решение для создания визуальных эффектов в анимационном кино и компьютерной графике |
Использовать системы информационного обеспечения производства проектов при производстве визуальных эффектов в анимационном кино и компьютерной графике |
Осуществлять предварительную визуализацию эффекта |
|
Необходимые знания |
Технологии создания визуальных эффектов в анимационном кино и компьютерной графике |
Основы компьютерной графики |
Производственные этапы создания визуальных эффектов в анимационном кино и компьютерной графике |
Физические, химические и математические процессы возникновения природных явлений, их динамика и принципы возникновения |
Математические модели физических, химических и математических процессов возникновения природных явлений, их аналогов в программной среде |
Программное обеспечение для визуализации, моделирования визуальных эффектов в анимационном кино и компьютерной графике |
Основы менеджмента и продюсирования |
Основы создания и корректировки шейдеров, рендера, композитинга |
Основы композиции, цвета и света |
Технический английский язык на базовом уровне (чтение текстов с профессиональной терминологией в области анимационного кино и компьютерной графики) |
|
Другие характеристики |
|
3.2.2. Трудовая функция
Наименование |
Контроль и координация деятельности специалистов по созданию визуальных эффектов в анимационном кино и компьютерной графике |
Код |
B/02.6 |
Уровень (подуровень) квалификации |
6 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
|
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
|
|
Трудовые действия |
Определение методов и форм контроля соблюдения технологической цепочки, творческого замысла и сроков реализации этапов работ по производству визуального эффекта в анимационном кино и компьютерной графике |
Технический и художественный контроль создания визуальных эффектов в анимационном кино и компьютерной графике группой специалистов |
Контроль и приемка разработанных художественно-технологических решений, выдача комментариев по процессу создания визуального эффекта в анимационном кино и компьютерной графике |
Технический контроль входящих и исходящих рабочих материалов по визуальному эффекту в анимационном кино и компьютерной графике |
Выявление художественных и технических несоответствий в визуальном эффекте в анимационном кино и компьютерной графике, контроль внесения правок для устранения выявленных отклонений |
Контроль соблюдения сроков создания визуального эффекта |
|
Необходимые умения |
Применять методы технического, технологического и художественного контроля соблюдения технологической цепочки, творческого замысла и сроков реализации этапов работ по производству визуального эффекта |
Определять несоответствия промежуточных результатов создания визуального эффекты установленному заданию |
Применять навыки производственной коммуникации |
Применять на уровне пользователя программное обеспечение управления задачами при производстве визуальных эффектов в анимационном кино и компьютерной графике |
|
Необходимые знания |
Технологии создания визуальных эффектов в анимационном кино и компьютерной графике |
Основы менеджмента и продюсирования |
Основы компьютерной графики |
Производственные этапы создания визуальных эффектов для анимационного кино и компьютерной графики |
Физические, химические и математические процессы возникновения природных явлений, их динамика и принципы возникновения |
Математические модели физических, химических и математических процессов возникновения природных явлений, их аналогов в программной среде |
Основы рендера, шейдинга и композитинга |
Основы композиции, цвета и света |
Программное обеспечение управления задачами при производстве визуальных эффектов в анимационном кино и компьютерной графике |
Технический английский язык на базовом уровне (чтение текстов с профессиональной терминологией в области анимационного кино и компьютерной графики) |
|
Другие характеристики |
|
3.3. Обобщенная трудовая функция
Наименование |
Управление деятельностью сотрудников подразделения по созданию визуальных эффектов в анимационном кино и компьютерной графике |
Код |
C |
Уровень квалификации |
6 |
Происхождение обобщенной трудовой функции |
Оригинал |
|
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Возможные наименования должностей |
Руководитель отдела по созданию визуальных эффектов в анимационном кино и компьютерной графике |
Требования к образованию и обучению |
Высшее образование - бакалавриат и дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации в области компьютерной графики, анимации, разработки компьютерных игр, мультимедиа |
Требования к опыту практической работы |
Не менее пяти лет в области создания эффектов в анимационном кино и компьютерной графике |
Особые условия допуска к работе |
- |
Другие характеристики |
Заключение о возможности занимать должность выдает соответствующая комиссия организации с учетом уровня освоения специалистом навыков, приобретенного опыта и сложности работы, выполняемой по данной должности |
Дополнительные характеристики
3.3.1. Трудовая функция
Наименование |
Оценка и планирование деятельности сотрудников подразделения по созданию визуальных эффектов в анимационном кино и компьютерной графике |
Код |
C/01.6 |
Уровень (подуровень) квалификации |
6 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
|
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
|
|
Трудовые действия |
Оценка материально-технической базы организации и корректировка ее использования в соответствии с потребностями подразделения по созданию визуальных эффектов в анимационном кино и компьютерной графике |
Оптимизация технологических процессов в рамках подразделения по созданию визуальных эффектов в анимационном кино и компьютерной графике |
Внедрение новых или совершенствование существующих технологических решений для оптимизации работы подразделения по созданию визуальных эффектов в анимационном кино и компьютерной графике |
Разработка рекомендаций по внутренней структуре и организации разрабатываемых сотрудниками подразделения по созданию визуальных эффектов в анимационном кино и компьютерной графике художественно-технических решений |
Руководство созданием и наполнением сотрудниками подразделения по созданию визуальных эффектов в анимационном кино и компьютерной графике библиотеки художественно-технических решений |
Взаимодействие с руководством и сотрудниками смежных подразделений, участвующими в производстве визуального эффекта, для совершенствования планирования технологических процессов внутри организации |
|
Необходимые умения |
Изучать, обобщать и адаптировать информацию о передовых технологиях, используемых при производстве визуальных эффектов в анимационном кино и компьютерной графике |
Применять стратегические и тактические методы анализа и планирования процесса технологического сопровождения производства эффектов в анимационном кино и компьютерной графике |
Выстраивать эффективные коммуникации между сотрудниками разных подразделений, участвующих в производстве визуального эффекта в анимационном кино и компьютерной графике |
|
Необходимые знания |
Основы менеджмента и продюсирования |
Технологии создания визуальных эффектов в анимационном кино и компьютерной графике |
Основы компьютерной графики |
Программное обеспечение для визуализации, моделирования визуальных эффектов в анимационном кино и компьютерной графике |
Производственные этапы создания визуальных эффектов в анимационном кино и компьютерной графике |
Технический английский язык (чтение текстов с профессиональной терминологией в области анимационного кино и компьютерной графики) |
|
Другие характеристики |
|
3.3.2. Трудовая функция
Наименование |
Организация и контроль трудовой деятельности сотрудников подразделения по созданию визуальных эффектов в анимационном кино и компьютерной графике |
Код |
C/02.6 |
Уровень (подуровень) квалификации |
6 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
|
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
|
|
Трудовые действия |
Оценка и корректировка занятости сотрудников подразделения по созданию визуальных эффектов в анимационном кино и компьютерной графике |
Распределение производственных заданий среди сотрудников подразделения по созданию визуальных эффектов в анимационном кино и компьютерной графике в соответствии с текущими и перспективными планами работы подразделения |
Контроль выполнения текущих задач сотрудниками подразделения по созданию визуальных эффектов в анимационном кино и компьютерной графике |
Оперативный контроль соблюдения творческо-технологической цепочки производства визуальных эффектов сотрудниками подразделения по созданию визуальных эффектов в анимационном кино и компьютерной графике |
Применение результатов контроля выполнения текущих задач сотрудниками подразделения по созданию визуальных эффектов в анимационном кино и компьютерной графике в системе стимулирования этих сотрудников |
|
Необходимые умения |
Координировать выполнение производственных задач сотрудниками, участвующими в реализации этапов технологической цепочки производства визуальных эффектов в анимационном кино и компьютерной графике |
Контролировать соблюдение сотрудниками подразделения по созданию визуальных эффектов в анимационном кино и компьютерной графики творческо-технологической цепочки производства визуальных эффектов в анимационном кино и компьютерной графике |
Проводить оценку и контроль эффективности использования рабочей силы сотрудников подразделения по созданию визуальных эффектов в анимационном кино и компьютерной графике |
Выстраивать эффективную систему межличностных коммуникаций между сотрудниками подразделения по созданию визуальных эффектов в анимационном кино и компьютерной графики |
|
Необходимые знания |
Основы менеджмента и продюсирования, психологии межличностного общения и деловых коммуникаций |
Технологии создания визуальных эффектов в анимационном кино и компьютерной графике |
Основы компьютерной графики |
Производственные этапы создания визуальных эффектов для анимационного кино и компьютерной графики |
Технический английский язык (чтение текстов с профессиональной терминологией в области анимационного кино и компьютерной графики) |
|
Другие характеристики |
|
IV. Сведения об организациях – разработчиках профессионального стандарта
4.1. Ответственная организация-разработчик
Ассоциация организаций индустрии анимационного кино, город Москва |
Исполнительный директор |
Ирина Геннадьевна Мастусова |
4.2. Наименования организаций-разработчиков
1 |
«СТУДИЯ ПАРОВОЗ», город Москва |
2 |
Студия CGF, город Москва |
3 |
ФГБУ «ВНИИ труда Минтруда России», город Москва |
4 |
ФГУП «Киностудия Союзмультфильм», город Москва |
-
↑Общероссийский классификатор занятий.
-
↑Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.
-
↑Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих.
-
↑Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов.
-
↑Общероссийский классификатор специальностей по образованию.