-
Профстандарты 2023
-
04 Культура, искусство
- Специалист по работе с интерактивными системами движения
УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства
труда и социальной защиты
Российской Федерации
от
18.03.2021
№
139н
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТСпециалист по работе с интерактивными системами движения
1421
Регистрационный номер
I. Общие сведения
II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)
Обобщенные трудовые функции
|
Трудовые функции
|
код
|
наименование
|
уровень квалификации
|
наименование
|
код
|
уровень (подуровень) квалификации
|
A |
Технологическое сопровождение создания трехмерной анимации методом захвата движения лица, тела и пальцев персонажей и трехмерных объектов |
6 |
Технологическое сопровождение создания трехмерной анимации методом захвата движения тела и пальцев персонажей и трехмерных объектов |
A/01.6 |
6 |
Технологическое сопровождение создания трехмерной анимации лица персонажа методом захвата движения |
A/02.6 |
6 |
B |
Создание трехмерной анимации методом захвата движения лица, тела и пальцев персонажей и трехмерных объектов |
6 |
Создание трехмерной анимации методом захвата движения тела и пальцев персонажей и трехмерных объектов |
B/01.6 |
6 |
Создание трехмерной анимации лица персонажа методом захвата движения |
B/02.6 |
6 |
III. Характеристика обобщенных трудовых функций
3.1. Обобщенная трудовая функция
Наименование |
Технологическое сопровождение создания трехмерной анимации методом захвата движения лица, тела и пальцев персонажей и трехмерных объектов |
Код |
A |
Уровень квалификации |
6 |
Происхождение обобщенной трудовой функции |
Оригинал |
|
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Возможные наименования должностей |
Технический специалист комплекса по захвату движения |
Технический специалист по системам захвата движения в лицевой анимации |
Ведущий технический специалист виртуальных съемок методом захвата движения |
Требования к образованию и обучению |
Высшее образование - бакалавриат |
Требования к опыту практической работы |
Для ведущих технических специалистов -не менее одного года работы по созданию трехмерной анимации на основе использования систем захвата движения |
Особые условия допуска к работе |
|
Другие характеристики |
Заключение о возможности занимать должность выдает комиссия организации с учетом уровня освоения работником навыков, приобретенного опыта и сложности выполняемой работы по данной профессии |
Дополнительные характеристики
3.1.1. Трудовая функция
Наименование |
Технологическое сопровождение создания трехмерной анимации методом захвата движения тела и пальцев персонажей и трехмерных объектов |
Код |
A/01.6 |
Уровень (подуровень) квалификации |
6 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
|
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
|
|
Трудовые действия |
Определение постановочных технических и технологических решений для выполнения поставленных задач проекта создания трехмерной анимации |
Настройка трехмерных моделей в специализированных компьютерных программах, предназначенных для создания персонажной анимации |
Тестирование трехмерных моделей в специализированных компьютерных программах, предназначенных для создания персонажной анимации |
Решение программных задач процесса создания анимационного контента трехмерной анимации методом захвата движения тела и пальцев персонажей и трехмерных объектов |
Подключение программного обеспечения и настройка беспроводной передачи данных при использовании инерциальной системы захвата движения для оцифровки движений актера |
Облачение актера в костюм с гироскопическими датчиками и проведение калибровки системы |
Запись трехмерной анимации методом захвата движения тела и пальцев персонажей и объектов по дублям |
Постобработка цифровых данных, полученных в результате оцифровки движений актера |
|
Необходимые умения |
Разрабатывать технологическую концепцию проведения виртуальных съемок в анимационном кино в соответствии с техническими и творческими задачами проекта |
Находить технические решения для осуществления виртуальных съемок методом захвата движения |
Подготавливать и настраивать оборудование для проведения виртуальных съемок |
Эксплуатировать оборудование и аксессуары систем захвата движения |
Выставлять виртуальную камеру в анимационной программе |
Пользоваться навыками трехмерной анимации |
Выполнять редактирование полученных цифровых данных |
Проводить технологическую интеграцию в рамках технологического решения проекта |
|
Необходимые знания |
Производственные этапы проведения виртуальных съемок при производстве анимационного контента |
Технологии интерактивных систем движения (захвата движения) |
Программное обеспечение, используемое в трехмерной анимации персонажей и объектов посредством интерактивных систем движения (захвата движения) |
Программное обеспечение дополнительных смежных программ трехмерной анимации |
Строение человеческого тела и его биомеханика |
Общие понятия моделирования и риггинга (оснастки) в анимации и компьютерном моделировании |
Технический английский язык на базовом уровне (чтение текстов с профессиональной терминологией в области анимационного кино и компьютерной графики) |
|
Другие характеристики |
|
3.1.2. Трудовая функция
Наименование |
Технологическое сопровождение создания трехмерной анимации лица персонажа методом захвата движения |
Код |
A/02.6 |
Уровень (подуровень) квалификации |
6 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
|
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
|
|
Трудовые действия |
Размещение на лице актера меток для более точного трекинга и съемка диапазона лицевых эмоций актера |
Видеосъемка лица актера, его эмоций и артикуляции (липсинка) с помощью видеокамеры или устройств и технологий, размещенных перед лицом актера, по дублям |
Контроль за правильным расположением и настройками видеокамеры перед лицом актера в процессе съемок |
Производство масок (фонем) в специализированных компьютерных программах по лицевому захвату движения |
Производство видеотрекинга на основе полученных масок (фонем) всех отснятых дублей съемок лица актера |
Перенос видеотрекинга из программы захвата лицевых движений на трехмерную модель анимационного персонажа |
|
Необходимые умения |
Принимать производственные решения при определении производственной цепочки процесса |
Синхронизировать процесс записи лица, голоса актера |
Применять технологии компьютерной лицевой анимации |
Синхронизировать процесс записи лица, голоса актера и процесс захвата движения тела актера |
Применять технологии анимации лица трехмерных персонажей в специализированном программном обеспечении, используемом при производстве анимационного кино |
Применять принципы построения лицевого рига (оснастки) модели |
Определять метод получения лицевой анимации посредством захвата движения, в наибольшей степени соответствующий требованиям конкретного анимационного проекта |
|
Необходимые знания |
Производственные этапы проведения виртуальных съемок при производстве анимационного контента |
Технологии систем захвата движения для производства лицевой анимации при создании анимационного контента |
Специализированные компьютерные программы лицевой анимации с помощью захвата движения |
Трехмерная анимация лица в анимационных компьютерных программах |
Общие принципы построения лицевого рига (оснастки) трехмерной модели |
Технические особенности видеокамер и приспособлений для съемки лица актера |
Технологии сохранения записываемого цифрового материала или беспроводной передачи его в компьютер в реальном времени |
Технический английский язык на базовом уровне (чтение текстов с профессиональной терминологией в области анимационного кино и компьютерной графики) |
Требования охраны труда |
|
Другие характеристики |
|
3.2. Обобщенная трудовая функция
Наименование |
Создание трехмерной анимации методом захвата движения лица, тела и пальцев персонажей и трехмерных объектов |
Код |
B |
Уровень квалификации |
6 |
Происхождение обобщенной трудовой функции |
Оригинал |
|
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Возможные наименования должностей |
Специалист комплекса по захвату движения |
Специалист по системам захвата движения в лицевой анимации |
Ведущий специалист виртуальных съемок методом захвата движения |
Требования к образованию и обучению |
Высшее образование и дополнительное профессиональное образование в области компьютерной графики, анимации, разработки компьютерных игр, мультимедиа |
Требования к опыту практической работы |
Для ведущих специалистов -не менее одного года работы по созданию трехмерной анимации на основе использования систем захвата движения |
Особые условия допуска к работе |
|
Другие характеристики |
Заключение о возможности занимать должность выдает комиссия организации с учетом уровня освоения работником навыков, приобретенного опыта и сложности выполняемой работы по данной профессии |
Дополнительные характеристики
3.2.1. Трудовая функция
Наименование |
Создание трехмерной анимации методом захвата движения тела и пальцев персонажей и трехмерных объектов |
Код |
B/01.6 |
Уровень (подуровень) квалификации |
6 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
|
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
|
|
Трудовые действия |
Оценка качества подготовительного материала по созданию трехмерной анимации методом захвата движения |
Уточнение технического задания на производство анимационного кино в части, касающейся создания трехмерной анимации |
Определение постановочных решений по созданию трехмерной анимации для выполнения поставленных задач и подбор актеров |
Настройка и тестирование трехмерных моделей в программах персонажной анимации и обработки данных для визуализации результата работ в режиме реального времени |
Решение программных задач по совершенствованию процесса создания анимационного контента |
Расстановка и настройка камер для проведения виртуальной съемки по захвату движения (мокапу) с учетом их технических спецификаций |
Калибровка площадки, на которой проводится виртуальная съемка по захвату движения и маркировка костюма актера и предметов реквизита |
Инициализация диапазона лицевых эмоций актера (ROM) на площадке с построением скелетона в компьютерной программе оптической системы |
Подключение программного обеспечения, используемого в трехмерной анимации, и настройка беспроводной передачи данных |
Проведение калибровки актера в программном обеспечении, используемом в трехмерной анимации |
Инициализация и построение виртуального актера в программах персонажной анимации и обработки данных |
Запись трехмерной анимации методом захвата движения тела и пальцев персонажей и объектов по дублям |
Постобработка в программах персонажной анимации цифровых данных, полученных в результате оцифровки движений актера |
|
Необходимые умения |
Разрабатывать творческую концепцию проведения виртуальных съемок в анимационном кино в соответствии с творческим замыслом режиссера |
Находить творческие и технические решения для осуществления виртуальных съемок |
Адаптировать режиссерские задачи для актеров с учетом специфики применения метода захвата движения |
Подготавливать и настраивать оборудование для виртуальных съемок |
Использовать оборудование и аксессуары систем захвата движения |
Выставлять виртуальную камеру в специализированной анимационной программе |
Создавать трехмерную анимацию |
Редактировать цифровые данные, полученные в процессе создания трехмерной анимации |
|
Необходимые знания |
Принципы создания анимационного кино |
Производственные этапы проведения виртуальных съемок при создании анимационного контента |
Технологии интерактивных систем движения (захвата движения) |
Основы режиссуры анимационного кино и актерского мастерства |
Программное обеспечение, используемое в трехмерной анимации персонажей и объектов посредством интерактивных систем движения (захвата движения) |
Принципы и стили анимации |
Строение человеческого тела и его биомеханика |
Общие понятия моделирования и риггинга (оснастки) в анимации и компьютерном моделировании |
Технический английский язык на базовом уровне (чтение текстов с профессиональной терминологией в области анимационного кино и компьютерной графики) |
|
Другие характеристики |
|
3.2.2. Трудовая функция
Наименование |
Создание трехмерной анимации лица персонажа методом захвата движения |
Код |
B/02.6 |
Уровень (подуровень) квалификации |
6 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
|
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
|
|
Трудовые действия |
Выбор метода захвата движения для создания лицевой анимации |
Определение пайплайна (производственной цепочки) создания трехмерной анимации лица с учетом выбранного метода |
Размещение на лице актера меток для съемки диапазона лицевых эмоций актера (ROM) анимационного кино |
Видеосъемка лица актера анимационного кино, его эмоций и артикуляции (липсинка) с помощью видеокамеры или технологий, используемых для создания трехмерной анимации лица персонажа |
Производство масок (фонем) диапазона лицевых эмоций актера (ROM) анимационного кино в специализированных компьютерных системах |
Производство видеотрекинга на основе полученных масок (фонем) всех отснятых дублей съемок лица актера анимационного кино |
Построение лицевых масок, аналогичных маскам (фонемам) диапазона лицевых эмоций актера (ROM), на трехмерной модели с помощью лицевого рига (оснастки) в специализированных анимационных программах |
Перенос видеотрекинга из программы захвата лицевых движений на трехмерную модель анимационного персонажа |
Редактирование полученной лицевой анимации персонажа в программном обеспечении, используемом при производстве анимационного кино |
Соединение лицевой анимации и захвата движения (мокап-анимации) тела персонажа и ее синхронизация со звуком |
|
Необходимые умения |
Принимать решения по определению производственной цепочки процесса создания трехмерной анимации |
Выбирать и обосновывать применение метода получения лицевой анимации посредством захвата движения в соответствии с особенностями конкретного проекта создания трехмерной анимации |
Синхронизировать процесс записи лица, голоса актера анимационного кино |
Применять технологии компьютерной лицевой анимации |
Синхронизировать процесс записи лица, голоса актера анимационного кино и процесс захвата движения тела актера |
Анимировать трехмерных персонажей в программном обеспечении, используемом при производстве анимационного контента методом захвата движения |
Применять принципы построения лицевого рига (оснастки) модели анимационного кино |
Определять подходящий метод получения лицевой анимации посредством захвата движения в каждом конкретном случае |
|
Необходимые знания |
Производственные этапы проведения виртуальных съемок при производстве анимационного контента |
Технологии систем захвата движения для производства лицевой анимации при создании анимационного контента |
Программное обеспечение, используемое в трехмерной анимации персонажей и объектов посредством интерактивных систем движения (захвата движения) |
Строение лицевых мышц лица и их работа |
Диапазон лицевых эмоциональных выражений |
Принципы создания мимики и произношения артикуляционных звуков |
Трехмерная анимация лица в специализированных компьютерных программах |
Общие принципы построения лицевого рига (оснастки) трехмерной модели |
Технические особенности видеокамер и приспособлений для съемки лица актера |
Технологии сохранения записываемого цифрового материала или беспроводной передачи его в компьютер в реальном времени |
Технический английский язык на базовом уровне (чтение текстов с профессиональной терминологией в области анимационного кино и компьютерной графики) |
Требования охраны труда |
|
Другие характеристики |
|
IV. Сведения об организациях – разработчиках профессионального стандарта
4.1. Ответственная организация-разработчик
Ассоциация организаций индустрии анимационного кино, город Москва |
Исполнительный директор |
Ирина Геннадьевна Мастусова |
4.2. Наименования организаций-разработчиков
1 |
ФГБУ «ВНИИ труда Минтруда России», город Москва |
2 |
ФГУП «ТПО «Киностудия «Союзмультфильм», город Москва |
-
↑Общероссийский классификатор занятий.
-
↑Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.
-
↑Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих.
-
↑Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов.
-
↑Общероссийский классификатор специальностей по образованию.