-
Профстандарты 2023
-
29 Производств электрооборудования, электронного и оптического оборудования
- Специалист по проектированию детской и образовательной робототехники
УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства
труда и социальной защиты
Российской Федерации
от
14.01.2016
№
3н
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТСпециалист по проектированию детской и образовательной робототехники
744
Регистрационный номер
I. Общие сведения
II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)
Обобщенные трудовые функции
|
Трудовые функции
|
код
|
наименование
|
уровень квалификации
|
наименование
|
код
|
уровень (подуровень) квалификации
|
A |
Техническое сопровождение процесса проектирования и конструирования узлов и изделий детской и образовательной робототехники |
5 |
Техническое сопровождение разработки рабочей проектно-конструкторской и эксплуатационной документации узлов и изделий детской и образовательной робототехники |
A/01.5 |
5 |
Техническое сопровождение разработки программного обеспечения изделий детской и образовательной робототехники |
A/02.5 |
5 |
Техническое сопровождение испытаний узлов и изделий детской и образовательной робототехники |
A/03.5 |
5 |
B |
Проектирование и конструирование изделий детской и образовательной робототехники |
6 |
Разработка схемотехнического решения и проведение расчетов изделий детской и образовательной робототехники |
B/01.6 |
6 |
Разработка рабочей проектно-конструкторской и эксплуатационной документации изделий детской и образовательной робототехники в соответствии с требованиями нормативной документации |
B/02.6 |
6 |
Разработка программного обеспечения изделий детской и образовательной робототехники |
B/03.6 |
6 |
Проведение испытаний опытных образцов изделий детской и образовательной робототехники |
B/04.6 |
6 |
C |
Техническое, экономическое и правовое обеспечение работ по проектированию детской и образовательной робототехники |
7 |
Разработка и согласование технического задания на изделия детской и образовательной робототехники |
C/01.7 |
7 |
Определение наиболее целесообразных и экономически обоснованных проектных решений при проектировании детской и образовательной робототехники |
C/02.7 |
7 |
Обеспечение прав на инновационные изделия детской и образовательной робототехники |
C/03.7 |
7 |
D |
Руководство работами по проектированию детской и образовательной робототехники |
7 |
Проведение исследований для определения наиболее целесообразных и экономически обоснованных проектных решений в сфере детской и образовательной робототехники |
D/01.7 |
7 |
Осуществление общего руководства проектной командой (проектно-конструкторского подразделения) по разработке детской и образовательной робототехники |
D/02.7 |
7 |
III. Характеристика обобщенных трудовых функций
3.1. Обобщенная трудовая функция
Наименование |
Техническое сопровождение процесса проектирования и конструирования узлов и изделий детской и образовательной робототехники |
Код |
A |
Уровень квалификации |
5 |
Происхождение обобщенной трудовой функции |
Оригинал |
|
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Возможные наименования должностей |
Техник-механик |
Техник-конструктор |
Старший техник |
Старший техник-конструктор |
Требования к образованию и обучению |
Среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов среднего звена |
Требования к опыту практической работы |
В области проектирования и конструирования изделий робототехники не менее одного года |
Особые условия допуска к работе |
|
Другие характеристики |
|
Дополнительные характеристики
3.1.1. Трудовая функция
Наименование |
Техническое сопровождение разработки рабочей проектно-конструкторской и эксплуатационной документации узлов и изделий детской и образовательной робототехники |
Код |
A/01.5 |
Уровень (подуровень) квалификации |
5 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
|
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
|
|
Трудовые действия |
Выполнение рабочих чертежей на разрабатываемые узлы и изделия детской и образовательной робототехники |
Внесение исправлений в техническую документацию по узлам и изделиям детской и образовательной робототехники в соответствии с решениями, принятыми при рассмотрении и обсуждении выполняемой работы |
Составление извещений об исправлениях в технической документации по узлам и изделиям детской и образовательной робототехники |
Систематизация, обработка и подготовка данных для составления отчетов о проделанной работе |
|
Необходимые умения |
Применять рекомендуемые нормативные и руководящие материалы на разрабатываемую техническую документацию |
Пользоваться стандартным программным обеспечением при оформлении документации |
Разрабатывать рабочие чертежи в соответствии с требованиями стандартов организации, национальных стандартов и технических регламентов |
Применять системы автоматизированного проектирования |
Применять систему предельных отклонений |
|
Необходимые знания |
Основные положения нормативных документов, определяющих правила оформления проектной конструкторской, рабочей и эксплуатационной конструкторской документации |
Правила и порядок оформления чертежей, отчетов, проектной конструкторской, рабочей и эксплуатационной конструкторской документации, принятые в организации |
Основные принципы организации труда |
Стандартные программные продукты, используемые при оформлении проектной конструкторской, рабочей и эксплуатационной конструкторской документации |
Принципы использования специального программного обеспечения |
Основы черчения и начертательной геометрии |
Основные типы элементов и конструкций |
Физические и механические характеристики конструкционных материалов |
|
Другие характеристики |
|
3.1.2. Трудовая функция
Наименование |
Техническое сопровождение разработки программного обеспечения изделий детской и образовательной робототехники |
Код |
A/02.5 |
Уровень (подуровень) квалификации |
5 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
|
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
|
|
Трудовые действия |
Тестирование программного обеспечения изделий детской и образовательной робототехники |
Оформление технического описания к программному обеспечению изделий детской и образовательной робототехники |
Оформление сопроводительной документации на разработку программного обеспечения изделий детской и образовательной робототехники |
|
Необходимые умения |
Применять методики и стратегии тестирования программного обеспечения |
Писать программный код процедуры тестирования |
Подготавливать и применять тестовые наборы данных |
Анализировать, интерпретировать и документировать результаты тестирования программного обеспечения |
Составлять простые схемы технологического процесса обработки информации |
Составлять алгоритмы решения задач |
Составлять рабочие инструкции и необходимые пояснения к ним |
Подготавливать графические схемы с помощью специализированных визуальных редакторов |
Отображать алгоритмы и процессы с помощью блок-схем |
Выполнять операции технологического процесса обработки информации |
Составлять исходящую документацию |
Осуществлять передачу исходящей документации заказчику |
|
Необходимые знания |
Требования к созданию руководства пользователя |
Требования к созданию руководства по эксплуатации программного обеспечения |
Терминология описания интерфейса пользователя |
Текстовые и графические редакторы |
Основы программирования |
Языки, утилиты и среды программирования и отладки программного обеспечения |
Технологии создания тестовых наборов данных |
Методы и средства тестирования программного обеспечения |
|
Другие характеристики |
|
3.1.3. Трудовая функция
Наименование |
Техническое сопровождение испытаний узлов и изделий детской и образовательной робототехники |
Код |
A/03.5 |
Уровень (подуровень) квалификации |
5 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
|
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
|
|
Трудовые действия |
Проведение испытаний разрабатываемых электрических схем, используемых в узлах и изделиях детской и образовательной робототехники, в соответствии с программой и методикой испытаний |
Проведение испытаний разрабатываемых кинематических схем, используемых в узлах и изделиях детской и образовательной робототехники, в соответствии с программой и методикой испытаний |
Установление соответствия технических характеристик узлов и изделий детской и образовательной робототехники проектно-конструкторской и эксплуатационной документации |
Регулировка и наладка электрических схем, используемых в узлах и изделиях детской и образовательной робототехники |
Регулировка и наладка кинематических схем, используемых в узлах и изделиях детской и образовательной робототехники |
Выявление дефектов работы электрических схем, используемых в узлах и изделиях детской и образовательной робототехники |
Выявление дефектов работы кинематических схем, используемых в узлах и изделиях детской и образовательной робототехники |
Учет показателей замеченных дефектов работы электрических и кинематических схем, используемых в узлах и изделиях детской и образовательной робототехники |
|
Необходимые умения |
Вносить корректировки в проектно-конструкторскую и эксплуатационную документацию по результатам испытаний узлов и изделий детской и образовательной робототехники |
Применять при разработке узлов и изделий детской и образовательной робототехники современные технологии изготовления и сборки |
Учитывать влияние технологических особенностей изготовления на технические характеристики узлов и изделий детской и образовательной робототехники |
Разрабатывать и использовать программы и методики испытаний узлов и изделий детской и образовательной робототехники |
|
Необходимые знания |
Основные технические характеристики, особенности кинематических схем и конструкций узлов, налаживаемых и испытываемых систем |
Основы метрологии, стандартизации и сертификации |
Технические средства сбора, передачи и обработки информации |
Технико-эксплуатационные характеристики и правила технической эксплуатации изделий робототехники |
Способы измерения параметров, характеристик и данных режимов работы оборудования |
Правила пользования измерительными приборами и инструментами, приспособлениями |
Основные технологические процессы и режимы производства |
Порядок оформления заявок на оборудование, запасные части, инструмент, материалы и покупные комплектующие изделия |
Единая система конструкторской документации |
Распоряжения, приказы, стандарты и решения организации |
Технические требования заказчика |
Основные принципы конструкции робототехнических систем |
|
Другие характеристики |
|
3.2. Обобщенная трудовая функция
Наименование |
Проектирование и конструирование изделий детской и образовательной робототехники |
Код |
B |
Уровень квалификации |
6 |
Происхождение обобщенной трудовой функции |
Оригинал |
|
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Возможные наименования должностей |
Инженер |
Инженер-конструктор |
Инженер-конструктор-схемотехник |
Инженер-программист |
Инженер-проектировщик |
Требования к образованию и обучению |
Высшее образование - бакалавриат |
Требования к опыту практической работы |
Для лиц, не имеющих профильного образования, не менее одного года в области проектирования робототехники |
Особые условия допуска к работе |
|
Другие характеристики |
Дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации по профилю деятельности |
Дополнительные характеристики
3.2.1. Трудовая функция
Наименование |
Разработка схемотехнического решения и проведение расчетов изделий детской и образовательной робототехники |
Код |
B/01.6 |
Уровень (подуровень) квалификации |
6 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
|
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
|
|
Трудовые действия |
Разработка электрических схем изделий детской и образовательной робототехники |
Выполнение расчетов электрических цепей аналоговых и цифровых электронных узлов изделий детской и образовательной робототехники |
Построение кинематических схем узлов изделий детской и образовательной робототехники |
Выполнение кинематических и прочностных расчетов механических узлов изделий детской и образовательной робототехники |
Разработка схемотехнической документации изделий детской и образовательной робототехники |
Расчет режимов работы электрических схем изделий детской и образовательной робототехники |
Выбор элементной базы для разработки электрических схем изделий детской и образовательной робототехники |
Расчет надежности разрабатываемых изделий детской и образовательной робототехники |
|
Необходимые умения |
Анализировать принципы работы и условия эксплуатации проектируемых изделий детской и образовательной робототехники |
Производить анализ практики применения конструкционных материалов, стандартизованных изделий детской и образовательной робототехники |
Подготавливать исходные данные для систем сбора и обработки информации об изделиях детской и образовательной робототехники |
Создавать и применять математические модели систем изделий детской и образовательной робототехники |
Использовать специализированные автоматизированные программы для выполнения кинематических и прочностных расчетов изделий детской и образовательной робототехники |
Производить построение монтажных и принципиальных схем изделий детской и образовательной робототехники |
Осуществлять расчет электрических цепей для определения параметров компонентов монтируемых схем изделий детской и образовательной робототехники |
Составлять и корректировать технологические и тестовые программы изделий детской и образовательной робототехники |
Применять методики расчета надежности узлов и агрегатов изделий детской и образовательной робототехники |
Анализировать конструкторский опыт разработки и эксплуатации аналогичных изделий |
Подготавливать исходные данные для анализа наработки на отказ систем изделий детской и образовательной робототехники |
Производить компьютерный анализ собираемости узлов изделий детской и образовательной робототехники |
Использовать системы автоматизированного проектирования |
Использовать базы данных трехмерных моделей |
Разрабатывать макеты информационных, электромеханических, электрогидравлических, электронных и микропроцессорных модулей мехатронных и робототехнических систем |
|
Необходимые знания |
Основы теоретической механики |
Физические и механические характеристики конструкционных материалов |
Прочностные свойства материалов и прочностные свойства деталей и узлов, связанные с особенностями конструкций |
Принципы работы и условия эксплуатации проектируемых конструкций |
Методики кинематических и прочностных расчетов систем |
Специализированные программные продукты для проведения кинематических и прочностных расчетов |
Основы схемотехники изделий детской и образовательной робототехники |
Современная элементная база изделий детской и образовательной робототехники |
Современные отечественные и зарубежные пакеты программ для решения схемотехнических задач |
Методы выполнения технических расчетов |
Законы построения монтажных и принципиальных схем |
Методики расчета монтажных и принципиальных схем |
Методики расчета электрических цепей для определения параметров компонентов монтируемых схем |
Профессиональная терминология на английском языке |
Основные принципы конструкции робототехнических систем |
Основы теории надежности |
Методики расчета на надежность с использованием специального программного обеспечения |
|
Другие характеристики |
|
3.2.2. Трудовая функция
Наименование |
Разработка рабочей проектно-конструкторской и эксплуатационной документации изделий детской и образовательной робототехники в соответствии с требованиями нормативной документации |
Код |
B/02.6 |
Уровень (подуровень) квалификации |
6 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
|
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
|
|
Трудовые действия |
Анализ влияния технологических особенностей изготовления на технические характеристики узлов изделий детской и образовательной робототехники |
Разработка конструкций узлов изделий детской и образовательной робототехники с учетом технологии изготовления и сборки узлов |
Анализ и уточнение технического задания на изделия детской и образовательной робототехники |
Согласование технического задания на проектируемую систему изделий детской и образовательной робототехники |
Определение вариантов структурной схемы системы изделий детской и образовательной робототехники |
Выбор оптимальных алгоритмов управления системой изделий детской и образовательной робототехники |
Разработка эскизного проекта изделий детской и образовательной робототехники |
Выбор структурной схемы изделий детской и образовательной робототехники путем сопоставления различных вариантов и их оценки с точки зрения технических и экономических требований |
Расчет всех необходимых показателей структурной схемы системы изделий детской и образовательной робототехники, в том числе показателей качества |
Выбор и обоснование схемы вспомогательных устройств изделий детской и образовательной робототехники |
Анализ возможности внедрения результатов проектирования детской и образовательной робототехники с учетом психофизических особенностей пользователей разного возраста |
Подготовка технического проекта с учетом технических требований к разрабатываемому изделию детской и образовательной робототехники, экономической целесообразности и предполагаемой технологии его изготовления |
Технико-экономическое обоснование принятого решения с расчетами себестоимости изделия детской и образовательной робототехники и стоимости его эксплуатации |
Сравнение изделий детской и образовательной робототехники с аналогами по технико-экономическим характеристикам |
Разработка рабочей конструкторской документации изделий детской и образовательной робототехники |
Разработка инструкций по эксплуатации проектируемой детской и образовательной робототехники |
Разработка дидактических материалов для использования детской и образовательной робототехники в образовательной деятельности |
|
Необходимые умения |
Проектировать робототехнические системы изделий детской и образовательной робототехники с использованием систем автоматизированного проектирования |
Использовать методики развития творческих способностей обучающихся средствами проектно-исследовательской и конструкторской деятельности в области детской и образовательной робототехники |
Применять современные технологии изготовления изделий детской и образовательной робототехники |
Использовать математические модели при разработке конструкторской документации на изделия детской и образовательной робототехники |
Учитывать влияние технологических особенностей изготовления на технические характеристики деталей изделий детской и образовательной робототехники |
Разрабатывать конструкцию изделия детской и образовательной робототехники в соответствии с требованиями стандартов организации, национальных стандартов и технических регламентов, требованиями заказчика |
Учитывать при разработке изделий детской и образовательной робототехники результаты маркетинговых исследований |
Пользоваться справочниками конструктора, технолога |
Обеспечивать патентную чистоту разрабатываемых изделий детской и образовательной робототехники |
Выполнять требования системы менеджмента качества |
Использовать передовой российский и зарубежный опыт разработки и эксплуатации аналогичных изделий |
Использовать рекомендуемые справочные материалы и сортаменты по покупным изделиям |
Использовать системы автоматизированного проектирования |
Применять данные по результатам эксплуатационных испытаний изделий детской и образовательной робототехники |
Использовать базы данных при конструировании изделий детской и образовательной робототехники |
|
Необходимые знания |
Национальные и отраслевые стандарты, технические регламенты |
Основы эргономики и инженерной психологии |
Распоряжения, приказы и решения, стандарты организации |
Правила, требования и нормы единой системы конструкторской документации |
Стандарты системы менеджмента качества |
Справочные материалы и сортаменты по конструкционным материалам, стандартизованным изделиям и покупным изделиям |
Физические и механические характеристики конструкционных материалов |
Основы взаимозаменяемости деталей и узлов изделий детской и образовательной робототехники |
Прочностные свойства материалов |
Перечни нормализованных элементов узлов и деталей |
Типовые конструкции и конструктивные решения изделий детской и образовательной робототехники |
Принципы работы проектируемых конструкций изделий детской и образовательной робототехники |
Условия эксплуатации проектируемых конструкций изделий детской и образовательной робототехники |
Методики расчета на прочность |
Особенности проектирования конструкций из композиционных материалов |
|
Другие характеристики |
|
3.2.3. Трудовая функция
Наименование |
Разработка программного обеспечения изделий детской и образовательной робототехники |
Код |
B/03.6 |
Уровень (подуровень) квалификации |
6 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
|
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
|
|
Трудовые действия |
Формализация и алгоритмизация задач автоматизации управления изделиями детской и образовательной робототехники |
Написание программного кода для изделий детской и образовательной робототехники с использованием языков программирования, определения и манипулирования данными |
Проверка и отладка программного кода для изделий детской и образовательной робототехники |
Проверка работоспособности и рефакторинг кода программного обеспечения для изделия детской и образовательной робототехники |
|
Необходимые умения |
Использовать методы и приемы алгоритмизации задач управления робототехническими системами и изделиями детской и образовательной робототехники |
Использовать программные продукты для графического отображения алгоритмов |
Применять стандартные алгоритмы управления робототехническими системами и изделиями детской и образовательной робототехники |
Применять выбранные языки программирования для написания программного кода для изделий детской и образовательной робототехники |
Использовать выбранную среду программирования для разработки программного кода изделий детской и образовательной робототехники |
Использовать возможности имеющейся технической и/или программной архитектуры |
Применять нормативные документы, определяющие требования к оформлению программного кода |
Применять инструментарий для создания и актуализации исходных текстов программ |
Выявлять ошибки в программном коде |
Применять методы и приемы отладки программного кода |
Интерпретировать сообщения об ошибках, предупреждения, записи технологических журналов |
Применять современные компиляторы, отладчики и оптимизаторы программного кода |
Применять программно-аппаратные средства отладки программного обеспечения микропроцессорных систем |
Проверять работоспособность программного обеспечения, загруженного в макеты, и опытные образцы образовательных робототехнических систем и изделий детской и образовательной робототехники |
Применять методы и средства проверки работоспособности программного обеспечения в изделиях детской и образовательной робототехники |
Анализировать значения полученных характеристик программного обеспечения, используемого в изделиях детской и образовательной робототехники |
Документировать результаты проверки работоспособности программного обеспечения, используемого в изделиях детской и образовательной робототехники |
|
Необходимые знания |
Методы и приемы формализации и алгоритмизации задач управления робототехническими системами |
Нотации и программные продукты для графического отображения алгоритмов |
Алгоритмы решения типовых задач управления, области и способы их применения |
Методология разработки программного обеспечения микропроцессорных систем |
Архитектура и интерфейс микропроцессоров и микропроцессорных комплектов, микроконтроллеров, одноплатных компьютеров |
Интерфейс навигационных модулей и беспроводных персональных сетей для микропроцессорных систем |
Интерфейс сенсорных устройств и датчиков изделий детской и образовательной робототехники |
Синтаксис и стандартные библиотеки языка ассемблер и кросс-программных средств проектирования программного обеспечения микропроцессорных систем |
Среды визуального программирования изделий детской и образовательной робототехники |
Инструментарий для создания и актуализации исходных текстов программ |
Методы повышения читаемости программного кода |
Системы кодировки символов, форматы хранения исходных текстов программ |
Нормативные документы, определяющие требования к оформлению программного кода |
Методы и приемы отладки программного кода |
Типы и форматы сообщений об ошибках, предупреждений |
Современные компиляторы, отладчики и оптимизаторы программного кода |
Программно-аппаратные средства отладки программного обеспечения микропроцессорных систем, внутрисхемные эмуляторы |
Методы и средства проверки работоспособности программного обеспечения изделий детской и образовательной робототехники |
Внутренние нормативные документы, регламентирующие порядок документирования результатов проверки работоспособности программного обеспечения изделий детской и образовательной робототехники |
|
Другие характеристики |
|
3.2.4. Трудовая функция
Наименование |
Проведение испытаний опытных образцов изделий детской и образовательной робототехники |
Код |
B/04.6 |
Уровень (подуровень) квалификации |
6 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
|
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
|
|
Трудовые действия |
Конструкторское сопровождение изготовления опытных образцов изделий детской и образовательной робототехники |
Проведение испытаний опытных образцов изделий детской и образовательной робототехники |
Разработка документации по результатам испытаний опытных образцов изделий детской и образовательной робототехники |
Внесение корректировки в конструкторскую документацию изделий детской и образовательной робототехники по результатам испытаний |
Разработка предложений по ликвидации технических отклонений от требований конструкторской документации изделий детской и образовательной робототехники |
|
Необходимые умения |
Производить анализ требований по конструкционным материалам, стандартизованным и покупным изделиям |
Осуществлять сборку и наладку опытных образцов изделий детской и образовательной робототехники по эскизам и принципиальным схемам |
Контролировать технологию изготовления и сборки деталей и узлов опытных образцов изделий детской и образовательной робототехники |
Применять методики проведения измерений при экспериментальных работах |
Анализировать технологические процессы и разрабатывать предложения по выбору технологий для опытного производства изделий детской и образовательной робототехники |
Обеспечивать соответствие трехмерных моделей изделий детской и образовательной робототехники требованиям технологичности изготовления и сборки деталей и узлов |
Производить настройку и отладку опытных образцов изделий детской и образовательной робототехники с использованием соответствующей контрольно-измерительной аппаратуры |
Подготавливать программы и методики испытаний опытных образцов изделий детской и образовательной робототехники |
Реализовывать программы испытаний опытных образцов изделий детской и образовательной робототехники |
Анализировать результаты испытаний опытных образцов изделий детской и образовательной робототехники |
Разрабатывать мероприятия по устранению замечаний по результатам испытаний опытных образцов изделий детской и образовательной робототехники |
Корректировать конструкторскую документацию и формировать отчеты по результатам испытаний опытных образцов изделий детской и образовательной робототехники |
Учитывать влияние технологических особенностей изготовления в опытном производстве на технические характеристики деталей |
Составлять заявки на покупные изделия и материалы |
Работать со специалистами смежных структур |
Диагностировать измерительные и управляющие системы и комплексы |
Работать с современными средствами измерения и контроля |
|
Необходимые знания |
Основные положения технического задания на изделия детской и образовательной робототехники |
Технология опытного производства и характеристики технологического оборудования |
Методика проведения измерений в опытном производстве |
Методы сборки опытных образцов систем по принципиальным схемам |
Основы методики проведения измерений при экспериментальных работах |
Технические характеристики оборудования, используемого для испытаний |
Программы и методики проведения испытаний опытных образцов изделий детской и образовательной робототехники |
Условия эксплуатации проектируемых изделий детской и образовательной робототехники |
Справочные материалы и сортаменты по конструкционным материалам, стандартизованным и покупным изделиям |
Перечни нормализованных элементов узлов и деталей |
|
Другие характеристики |
|
3.3. Обобщенная трудовая функция
Наименование |
Техническое, экономическое и правовое обеспечение работ по проектированию детской и образовательной робототехники |
Код |
C |
Уровень квалификации |
7 |
Происхождение обобщенной трудовой функции |
Оригинал |
|
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Возможные наименования должностей |
Ведущий инженер |
Главный инженер |
Требования к образованию и обучению |
Высшее образование - специалитет, магистратура |
Требования к опыту практической работы |
В области проектирования робототехники не менее двух лет |
Особые условия допуска к работе |
|
Другие характеристики |
Дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации по профилю деятельности |
Дополнительные характеристики
3.3.1. Трудовая функция
Наименование |
Разработка и согласование технического задания на изделия детской и образовательной робототехники |
Код |
C/01.7 |
Уровень (подуровень) квалификации |
7 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
|
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
|
|
Трудовые действия |
Изучение и применение опыта ведущих отечественных и зарубежных организаций по достижению технического уровня в сфере проектирования детской и образовательной робототехники |
Определение по требуемым заказчиком функциям изделий детской и образовательной робототехники его основных конструктивных решений и параметров изделия в целом |
Определение совместно с заказчиком технологических характеристик изделий детской и образовательной робототехники, области и условий применения |
Обеспечение соблюдения требований международных и национальных стандартов, технических условий, используемых при создании изделий детской и образовательной робототехники |
Разработка нормативной документации проекта на изделия детской и образовательной робототехники |
Обеспечение учета возрастных и физиологических особенностей при создании изделий детской и образовательной робототехники |
Согласование технического задания на изделия детской и образовательной робототехники с внешними структурами (заказчиками, техническими службами и органами надзора) |
Определение и обеспечение соблюдения требований безопасности, надежности и условий эксплуатации изделий детской и образовательной робототехники |
|
Необходимые умения |
Формулировать задание на выполнение проектных работ для изготовления изделий детской и образовательной робототехники |
Осуществлять коммуникации с представителями внешних структур по вопросам, связанным с техническим заданием на изделия детской и образовательной робототехники |
Анализировать правовую документацию в сфере разработки детской продукции |
Формулировать задачи по соблюдению требований безопасности, надежности и условий эксплуатации изделий детской и образовательной робототехники |
Определять и анализировать основные возрастные и физиологические особенности пользователей изделий детской и образовательной робототехники |
Читать и анализировать специальную литературу на английском языке |
Корректировать техническое задание на проектирование изделий детской и образовательной робототехники в соответствии с изменениями технологического режима |
|
Необходимые знания |
Трудовое законодательство Российской Федерации |
Требования охраны труда |
Стандарты и технические условия, положения и инструкции по эксплуатации оборудования, программам испытаний, оформлению технической документации изделий детской и образовательной робототехники |
Критерии проверки полноты и достоверности информации по проектированию изделий детской и образовательной робототехники |
Область и условия применения изделий детской и образовательной робототехники |
Профессиональная терминология на английском языке |
Требования системы экологического менеджмента и системы менеджмента производственной безопасности и здоровья |
Принципы конструирования изделий детской и образовательной робототехники |
Основные методики расчета узлов и деталей изделий детской и образовательной робототехники |
Технические регламенты и стандарты |
|
Другие характеристики |
|
3.3.2. Трудовая функция
Наименование |
Определение наиболее целесообразных и экономически обоснованных проектных решений при проектировании детской и образовательной робототехники |
Код |
C/02.7 |
Уровень (подуровень) квалификации |
7 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
|
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
|
|
Трудовые действия |
Определение проектной стоимости работ при разработке новых изделий детской и образовательной робототехники |
Выбор оптимальных решений разработки изделий детской и образовательной робототехники на основании проектной стоимости работ |
Расчет рисков при разработке новых изделий детской и образовательной робототехники |
Разработка мер, направленных на повышение качества проектных работ, сокращение расхода материальных ресурсов, снижение стоимости их эксплуатации за счет улучшения качества проектных решений, при проектировании детской и образовательной робототехники |
|
Необходимые умения |
Осуществлять сбор информации о разработанных проектах и их аналогах в сфере детской и образовательной робототехники для определения стоимости и повышения качества |
Анализировать и структурировать параметры проектов в сфере детской и образовательной робототехники, влияющие на их стоимость и качество |
Устанавливать технические и правовые параметры, влияющие на стоимость изделий детской и образовательной робототехники |
Определять методы и подходы для установления стоимости проектов в сфере детской и образовательной робототехники |
Определять риски, возникающие при разработке изделий детской и образовательной робототехники |
|
Необходимые знания |
Законодательные и нормативные правовые акты, определяющие направления развития соответствующей отрасли детской индустрии |
Методы финансирования разработок в сфере индустрии детских товаров |
Система оплаты труда и формы материального стимулирования |
Порядок заключения и исполнения договоров и контрактов |
Основы экономики, организация труда, производства и управления |
Трудовое законодательство Российской Федерации |
Требования охраны труда, производственной санитарии и противопожарной защиты |
|
Другие характеристики |
|
3.3.3. Трудовая функция
Наименование |
Обеспечение прав на инновационные изделия детской и образовательной робототехники |
Код |
C/03.7 |
Уровень (подуровень) квалификации |
7 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
|
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
|
|
Трудовые действия |
Определение задач и видов патентных исследований по проектированию изделий детской и образовательной робототехники |
Разработка задания на проведение патентных исследований по проектированию изделий детской и образовательной робототехники |
Проведение комплекса мероприятий по сертификации изделий для детской и образовательной робототехники |
Разработка мер по защите интеллектуальной собственности правообладателей в сфере детской и образовательной робототехники |
|
Необходимые умения |
Анализировать состояние и тенденции развития рынка детской и образовательной робототехники, сопоставлять результаты исследований и проектных решений с результатами аналогичных работ в отечественной и зарубежной практике |
Производить поиск и систематизацию научно-технической информации в сфере разработки детской и образовательной робототехники |
Читать специальную литературу на английском языке |
Готовить документы для патентования и лицензирования научных и технических достижений, регистрации изобретений и рационализаторских предложений |
Применять данные результатов эксплуатационных испытаний при разработке сертификационной документации на изделия детской и образовательной робототехники |
Подготавливать материалы для получения сертификатов на изделия детской и образовательной робототехники |
Использовать базы сертификационной документации |
Осуществлять взаимодействие с российскими, зарубежными организациями и государственными сертификационными органами |
Обеспечивать защиту прав на объекты интеллектуальной собственности |
|
Необходимые знания |
Порядок разработки и оформления технической документации |
Порядок и методы проведения патентных исследований, основы патентоведения |
Нормативные и методические документы организации, касающиеся объектов и предметов профессиональной деятельности |
Методы анализа технического уровня объектов техники и технологии |
Стандарты, технические условия, инструкции по эксплуатации оборудования |
Методика проведения испытаний для получения сертификата |
Базы сертификационной документации |
Результаты эксплуатационных испытаний при разработке сертификационной документации |
Профессиональная терминология на английском языке |
Методы и средства защиты интеллектуальной собственности |
|
Другие характеристики |
|
3.4. Обобщенная трудовая функция
Наименование |
Руководство работами по проектированию детской и образовательной робототехники |
Код |
D |
Уровень квалификации |
7 |
Происхождение обобщенной трудовой функции |
Оригинал |
|
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Возможные наименования должностей |
Руководитель проекта |
Главный инженер проекта |
Требования к образованию и обучению |
Высшее образование - специалитет, магистратура |
Требования к опыту практической работы |
В области проектирования робототехники не менее трех лет |
Особые условия допуска к работе |
|
Другие характеристики |
Дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации по профилю деятельности |
Дополнительные характеристики
3.4.1. Трудовая функция
Наименование |
Проведение исследований для определения наиболее целесообразных и экономически обоснованных проектных решений в сфере детской и образовательной робототехники |
Код |
D/01.7 |
Уровень (подуровень) квалификации |
7 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
|
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
|
|
Трудовые действия |
Определение основных тенденций и перспектив развития индустрии детской и образовательной робототехники |
Управление жизненным циклом изделий детской и образовательной робототехники |
Организация проведения анализа маркетинговых исследований индустрии детских товаров с целью определения потребности в детской и образовательной робототехнике |
Организация проведения исследований дидактических задач для создания изделий детской и образовательной робототехники, ориентированных на современные запросы образовательной среды и потребителей |
Контроль соответствия разработанного проектного решения требованиям, предъявляемым к изделию детской индустрии: обеспечение медицинской и экологической безопасности, эстетичности и культуросообразности, направленности изделия на удовлетворение психоэмоциональных потребностей и развитие способностей, умений и креативности пользователей детской и образовательной робототехники |
Контроль соответствия разработанного проектного решения физиологии и психологии детей и подростков - основных пользователей детской и образовательной робототехники |
Организация и проведение исследовательских работ в соответствии с государственной политикой в области индустрии детских товаров, а также с мировыми тенденциями развития детской и образовательной робототехники |
Организация и проведение исследовательских работ в соответствии с функциональными и эксплуатационными требованиями заказчиков изделий детской и образовательной робототехники |
|
Необходимые умения |
Анализировать научно-техническую информацию и документацию по производству детской и образовательной робототехники |
Обобщать отечественный и зарубежный опыт в области разработки детской и образовательной робототехники |
Производить анализ проектных решений при разработке аналогичных российских и зарубежных проектов |
Составлять аналитические обзоры и научно-технические отчеты по результатам проведенных исследований в области разработки детской и образовательной робототехники |
Анализировать результаты маркетинговых исследований в сфере индустрии детских товаров и детской и образовательной робототехники, изменять проектные решения в соответствии с данными результатами |
Внедрять в практику работы проектной команды результаты исследований и инновационных разработок в сфере индустрии детских товаров и детской и образовательной робототехники |
Читать и анализировать специальную литературу по производству детской и образовательной робототехники на английском языке |
Учитывать физиологические и психологические особенности детского и подросткового возраста при разработке проекта в сфере детской и образовательной робототехники |
|
Необходимые знания |
Основные положения стратегии развития индустрии детских товаров и нормативных документов, разрабатываемых на государственном и федеральном уровне |
Современные требования рынка потребителей детской и образовательной робототехники |
Основные маркетинговые инструменты |
Основы дидактики, физиологии и психологии |
Основные понятия и определения, используемые в современной педагогике |
Основные требования, предъявляемые к обеспечению безопасности детских товаров |
Технические регламенты в сфере индустрии детских товаров |
Политика и цели организации в области качества |
Базовые принципы бережливого производства |
Требования системы экологического менеджмента и системы менеджмента производственной безопасности и здоровья |
Этапы жизненного цикла изделия |
|
Другие характеристики |
|
3.4.2. Трудовая функция
Наименование |
Осуществление общего руководства проектной командой (проектно-конструкторского подразделения) по разработке детской и образовательной робототехники |
Код |
D/02.7 |
Уровень (подуровень) квалификации |
7 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
|
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
|
|
Трудовые действия |
Создание стратегического плана работы проектной команды (проектно-конструкторского подразделения) по разработке детской и образовательной робототехники |
Создание оперативного плана работы проектной команды (проектно-конструкторского подразделения) по разработке детской и образовательной робототехники |
Распределение обязанностей и полномочий специалистов проектной команды (проектно-конструкторского подразделения) по разработке детской и образовательной робототехники |
Разработка мотивационной модели и показателей эффективности работы специалистов проектной команды (проектно-конструкторского подразделения) по разработке детской и образовательной робототехники |
Разработка и реализация предложений по вопросу профессионального становления и развития специалистов проектной команды (проектно-конструкторского подразделения) по разработке детской и образовательной робототехники |
Организация обучения/переобучения специалистов проектной команды (проектно-конструкторского подразделения) по разработке детской и образовательной робототехники при внедрении инновационных технологических решений |
Осуществление контроля деятельности специалистов проектной команды (проектно-конструкторского подразделения) по разработке детской и образовательной робототехники |
Корректировка распределения обязанностей и полномочий специалистов проектной команды (проектно-конструкторского подразделения) по разработке детской и образовательной робототехники |
Анализ и оценка конечных результатов проекта по разработке детской и образовательной робототехники |
Разработка программы инновационного развития проектной команды (проектно-конструкторского подразделения) по разработке детской и образовательной робототехники |
Использование основных теорий мотивации, лидерства и власти для решения управленческих задач |
|
Необходимые умения |
Организовывать и мотивировать деятельность подчиненных, контролировать их деятельность, принимать на себя ответственность за результат выполнения заданий |
Осуществлять распределение полномочий и ответственности на основе их делегирования |
Определять ключевые цели и задачи деятельности проектной команды (проектно-конструкторского подразделения) в соответствии с техническим заданием, финансовым положением и конкурентоспособностью |
Разрабатывать процедуры и методы контроля работы специалистов проектной команды (проектно-конструкторского подразделения) по разработке детской и образовательной робототехники |
Реализовывать программы организационных изменений, преодолевать локальное сопротивление изменениям |
Внедрять инновации, перестраивая поведение и методы работы специалистов проектной команды (проектно-конструкторского подразделения) по разработке детской и образовательной робототехники |
Оценивать готовность специалистов проектной команды (проектно-конструкторского подразделения) по разработке детской и образовательной робототехники к внедрению изменений и поддержке инициативы коллег по улучшению качества и повышению эффективности работы |
Оценивать результаты внедрения программы инновационного развития проектной команды (проектно-конструкторского подразделения) по разработке детской и образовательной робототехники, корректировать стратегию инноваций |
|
Необходимые знания |
Особенности осуществления проектной деятельности при привлечении специалистов из различных отраслей экономики |
Особенности менеджмента в области проектирования детской и образовательной робототехники |
Принципы разработки процедуры и методов контроля в условиях профессиональной среды |
Современные концепции организации операционной деятельности проектной команды |
Особенности управления инновациями, возможные препятствия при введении новых подходов |
Происходящие изменения и новые разработки в области проектирования детской и образовательной робототехники в Российской Федерации и на международном уровне |
Основные принципы современной системы управления качеством |
|
Другие характеристики |
|
IV. Сведения об организациях – разработчиках профессионального стандарта
4.1. Ответственная организация-разработчик
Межгосударственная ассоциация разработчиков и производителей учебной техники (МАРПУТ), город Москва |
Исполнительный директор |
Шошин Евгений Валентинович |
4.2. Наименования организаций-разработчиков
1 |
Межгосударственная ассоциация разработчиков и производителей учебной техники (МАРПУТ), город Москва |
2 |
ООО «Агентство по профессионально-общественной аккредитации и независимой оценке квалификаций» (Профаккредагентство), город Москва |
3 |
ООО «НПО «ЭЛТЭК Иркутск», город Иркутск |
4 |
ООО «ОСТ», город Новочеркасск, Ростовская область |
5 |
ООО «Ринел», город Ростов-на-Дону |
6 |
ООО «Русучприбор», город Москва |
7 |
ООО «СПКБ», город Санкт-Петербург |
8 |
ООО «ФЕСТО-РФ», город Москва |
9 |
ФГБОУ ВПО «Московский государственный технический университет имени Н.Э.Баумана», город Москва |
-
↑Общероссийский классификатор занятий.
-
↑Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.
-
↑Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих.
-
↑Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов.
-
↑Общероссийский классификатор специальностей по образованию.