-
Профстандарты 2023
-
04 Культура, искусство
- Композитор
УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства
труда и социальной защиты
Российской Федерации
от
25.10.2022
№
691н
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТКомпозитор
1590
Регистрационный номер
I. Общие сведения
Деятельность композиторов |
|
04.017 |
(наименование вида профессиональной деятельности)
|
|
Код
|
Основная цель вида профессиональной деятельности: |
Реализация художественного замысла в музыкальном произведении |
Группа занятий:
|
2652. |
Музыканты, певцы и композиторы |
|
|
(код ОКЗ)
|
(наименование)
|
(код ОКЗ)
|
(наименование)
|
Отнесение к видам экономической деятельности:
|
(код ОКВЭД)
|
(наименование вида экономической деятельности)
|
II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)
Обобщенные трудовые функции
|
Трудовые функции
|
код
|
наименование
|
уровень квалификации
|
наименование
|
код
|
уровень (подуровень) квалификации
|
A |
Создание музыкальных произведений |
6 |
Создание оригинальных вокальных, инструментальных, вокально-инструментальных произведений |
A/01.6 |
6 |
Создание оригинальных музыкальных произведений для зрелищных мероприятий |
A/02.6 |
6 |
Создание оригинальных музыкальных произведений для аудиовизуальных произведений |
A/03.6 |
6 |
Создание оригинальных музыкальных произведений с применением электронных (цифровых) технологий |
A/04.6 |
6 |
Транскрипция (аранжировка, инструментовка, переложение) музыкальных произведений |
A/05.6 |
6 |
III. Характеристика обобщенных трудовых функций
3.1. Обобщенная трудовая функция
Наименование |
Создание музыкальных произведений |
Код |
A |
Уровень квалификации |
6 |
Происхождение обобщенной трудовой функции |
Оригинал |
|
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Возможные наименования должностей |
Композитор |
Композитор-аранжировщик |
Требования к образованию и обучению |
Высшее образование – бакалавриат |
или |
Высшее образование – специалитет |
или |
Высшее образование – магистратура |
или |
Высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации по программе ассистентуры-стажировки |
Требования к опыту практической работы |
- |
Особые условия допуска к работе |
- |
Другие характеристики |
- |
Дополнительные характеристики
3.1.1. Трудовая функция
Наименование |
Создание оригинальных вокальных, инструментальных, вокально-инструментальных произведений |
Код |
A/01.6 |
Уровень (подуровень) квалификации |
6 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
|
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
|
|
Трудовые действия |
Разработка замысла (драматургии, концепции, жанра, формы) оригинального вокального, инструментального, вокально-инструментального произведения |
Сочинение компонентов музыкальной фактуры (мелодическое, ритмическое, гармоническое оформление) оригинального вокального, инструментального, вокально-инструментального произведения |
Выбор исполнительского состава, раскрывающего замысел и характер оригинального вокального, инструментального, вокально-инструментального произведения |
Инструментовка оригинального вокального, инструментального, вокально-инструментального произведения |
Корректировка (доработка) оригинального вокального, инструментального, вокально-инструментального произведения |
Подготовка партитуры, клавира оригинального вокального, инструментального, вокально-инструментального произведения |
|
Необходимые умения |
Создавать оригинальные вокальные, инструментальные, вокально-инструментальные произведения, представляющие собой воплощение художественного замысла композитора |
Использовать формы и жанры вокальных, инструментальных, вокально-инструментальных произведений |
Оформлять партитуру, клавир вокальных, инструментальных, вокально-инструментальных произведений |
|
Необходимые знания |
Основные композиторские стили русской и зарубежных композиторских школ |
Специфика звукоизвлечения и темброобразования вокальных голосов и инструментов, их технические и выразительные возможности |
Основные этапы эволюции оркестровых стилей и вокально-хорового письма |
Основные принципы сочетания тембров в различных стилевых условиях |
Фольклорные традиции народов России |
|
Другие характеристики |
|
3.1.2. Трудовая функция
Наименование |
Создание оригинальных музыкальных произведений для зрелищных мероприятий |
Код |
A/02.6 |
Уровень (подуровень) квалификации |
6 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
|
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
|
|
Трудовые действия |
Разработка замысла (драматургии, концепции, жанра, формы) оригинального музыкального произведения для зрелищного мероприятия |
Сочинение компонентов музыкальной фактуры (мелодическое, ритмическое, гармоническое оформление) оригинального музыкального произведения для зрелищного мероприятия |
Выбор исполнительского состава, раскрывающего замысел и характер оригинального музыкального произведения для зрелищного мероприятия |
Инструментовка оригинального музыкального произведения для зрелищного мероприятия |
Корректировка (доработка) оригинального музыкального произведения для зрелищного мероприятия |
Подготовка партитуры, клавира оригинального музыкального произведения для зрелищного мероприятия |
|
Необходимые умения |
Создавать оригинальные музыкальные произведения, представляющие собой воплощение художественного замысла композитора в контексте концепции зрелищного мероприятия |
Использовать формы и жанры музыкальных произведений |
Анализировать постановку зрелищных мероприятий как целостный процесс в единстве литературно-драматического, музыкального и сценического компонентов |
|
Необходимые знания |
Основные композиторские стили русской и зарубежной композиторских школ |
Принципы межвидового синтеза искусств |
|
Другие характеристики |
|
3.1.3. Трудовая функция
Наименование |
Создание оригинальных музыкальных произведений для аудиовизуальных произведений |
Код |
A/03.6 |
Уровень (подуровень) квалификации |
6 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
|
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
|
|
Трудовые действия |
Разработка замысла (драматургии, концепции, жанра, формы) оригинального музыкального произведения для аудиовизуального произведения |
Сочинение компонентов музыкальной фактуры (мелодическое, ритмическое, гармоническое оформление) оригинального музыкального произведения для аудиовизуального произведения |
Выбор исполнительского состава, раскрывающего замысел и характер оригинального музыкального произведения для аудиовизуального произведения |
Инструментовка оригинального музыкального произведения для аудиовизуального произведения |
Корректировка (доработка) оригинального музыкального произведения для аудиовизуального произведения |
Подготовка партитуры, клавира оригинального музыкального произведения для аудиовизуального произведения |
|
Необходимые умения |
Создавать оригинальные музыкальные произведения, представляющие собой воплощение художественного замысла композитора в контексте концепции аудиовизуального произведения |
Использовать специализированное программное обеспечение для создания оригинальных музыкальных композиций |
Анализировать концепцию аудиовизуального произведения |
Анализировать сочетание визуального и звукового рядов аудиовизуального произведения |
Оценивать качество звукового ряда аудиовизуального произведения |
|
Необходимые знания |
Основные способы обработки и преобразования звука |
Принципы работы специализированного программного обеспечения |
Основные принципы сочетания тембров в различных стилевых условиях |
Принципы межвидового синтеза искусств |
|
Другие характеристики |
|
3.1.4. Трудовая функция
Наименование |
Создание оригинальных музыкальных произведений с применением электронных (цифровых) технологий |
Код |
A/04.6 |
Уровень (подуровень) квалификации |
6 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
|
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
|
|
Трудовые действия |
Разработка замысла (драматургии, концепции, жанра, формы) оригинального музыкального произведения с применением электронных (цифровых) технологий |
Сочинение компонентов музыкальной фактуры (мелодическое, ритмическое, гармоническое оформление) оригинального музыкального произведения с применением электронных (цифровых) технологий |
Выбор исполнительского состава, раскрывающего замысел и характер оригинального музыкального произведения с применением электронных (цифровых) технологий |
Инструментовка оригинального музыкального произведения с применением электронных (цифровых) технологий |
Корректировка (доработка) оригинального музыкального произведения с применением электронных (цифровых) технологий |
Подготовка партитуры, клавира оригинального музыкального произведения с применением электронных (цифровых) технологий |
|
Необходимые умения |
Создавать музыкально-звуковые объекты, необходимые для решения конкретных художественных задач |
Соединять звуковые объекты, синтезированные и трансформированные в едином музыкально-тематическом поле |
|
Необходимые знания |
Принципы строения звуковых объектов в контексте композиций электронной музыки |
Методы цифрового представления, анализа, синтеза и трансформации звуков |
Принципы работы специализированного программного обеспечения |
|
Другие характеристики |
|
3.1.5. Трудовая функция
Наименование |
Транскрипция (аранжировка, инструментовка, переложение) музыкальных произведений |
Код |
A/05.6 |
Уровень (подуровень) квалификации |
6 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
|
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
|
|
Трудовые действия |
Анализ оригинального музыкального произведения |
Разработка проекта транскрипции (выбор жанра, стиля) |
Выбор исполнительского состава с учетом разработанного проекта транскрипции |
Инструментовка музыкального произведения, в том числес применением электронных (цифровых) технологий |
Корректировка (доработка) транскрипции музыкального произведения, в том числе с применением электронных (цифровых) технологий |
Подготовка партитуры, клавира транскрипции музыкального произведения, в том числе с применением электронных (цифровых) технологий |
|
Необходимые умения |
Создавать транскрипции музыкальных произведений для различных составов исполнительских коллективов |
Создавать транскрипции музыкальных произведений на основе анализа содержания, формы оригинального музыкального произведения и проекта транскрипции (композиционной структуры, гармонических, фактурных и тембровых решений) |
Определять оптимальный способ транскрипции с учетом природы и особенностей оригинального музыкального произведения |
|
Необходимые знания |
Принципы композиционного построения музыкальногоматериала и художественно-выразительные средства камерно-инструментальной, оркестровой, вокально-хоровой и электронной композиции |
Теоретические основы, правила и способы переложения, аранжировки, инструментовки музыкальных произведений |
Артикуляционные приемы исполнительства на различных инструментах |
Методы цифрового представления, анализа, синтеза и трансформации звуков |
Принципы работы специализированного программного обеспечения |
|
Другие характеристики |
|
IV. Сведения об организациях – разработчиках профессионального стандарта
4.1. Ответственная организация-разработчик
Всероссийская общественная организация «Союз к омпозиторов России» , город Москва |
Генеральный директор |
Абрамян Карина Сергеевна |
4.2. Наименования организаций-разработчиков
-
↑Общероссийский классификатор занятий.
-
↑Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.
-
↑Общероссийский классификатор специальностей по образованию.